Ажиотаж или хладнокровие?

   
   

Как отреагировали томичи на финансовый кризис? Кинулись скупать машины и бриллианты, лишь бы деньги не пропали? Или проявили разумную сдержанность, выжидая, пока ситуация не "устаканится"? Это мы и решили проверить.

"Золотая лихорадка"? Весьма умеренная

Первым делом отправились в томские ювелирные магазины. Особого ажиотажа не заметили - был рабочий день в середине недели, хотя залы не пустовали. Люди смотрели, приценивались...

- Рост покупок мы отмечаем уже третью неделю, особенно по выходным, - признает коммерческий директор ювелирного салона "Черный бриллиант" и ювелирного центра "Золотые этажи" Ирина Аникина. - Обычно подъем покупательского спроса бывает на Новый год, Рождество, Пасху, День Святого Валентина, но октябрь - месяц спокойный. А сейчас у нас действительно можно заметить, что в магазинах всегда есть люди, что-то себе выбирают, присматривают, покупают.

Ирина рассказывает, что все время в контакте с московскими коллегами и ювелирными магазинами крупных городов центральной России. Ситуация примерно одинаковая. Люди хранили в банках свои деньги, копили на что-то, а теперь возник вопрос: куда их потратить? Деньги хочется вложить во что-то вечное, в то, что не обесценится.

Доллары - валюта ненадежная, евро - пока еще не устоявшаяся. А золото - это самый оборотный продукт, который всегда можно обменять на деньги, особенно если приобретать ювелирные изделия с высокохудожественной обработкой, с драгоценными камнями, над которым поработали мастера, цена на него со временем только вырастет.

Правда, Ирина отмечает, что независимо от кризиса растет культура потребления, а масштаб продаж не сопоставим со столичным ажиотажем. А следовательно, можно предположить, что в значительной мере томичи просто покупают подарки к Новому году в том числе.

"Золотой запас"

Устремились ли томичи в банки за золотыми слитками? По нашей информации, даже особо состоятельные клиенты не стали предпринимать порывистых движений. Возможно, именно потому, что умеют считать деньги. Ведь такие покупки обходятся весьма дорого - в 18 процентов НДС.

А это значит, что если даже золото поднимется в цене, при продаже придется "отстегнуть" немаленькую сумму. Как нам сказали наши источники, банки продолжают работать в стабильном режиме, что обеспечивает финансовую устойчивость. А это главное.

Машину? Пожалуйста! ...но за наличные

Известна порой весьма нерациональная любовь наших людей к четырехколесному коню, убить которую не сможет никакой кризис. Да и бензин в последнее время подешевел. Самое время ездить.

Общая тенденция как для отечественных авто, так и для импортных - налицо. По словам представителей ведущих томских автосалонов, продажи машин значительно не сократились. Особенно за наличный расчет. А вот с кредитами стало сложнее. "В связи с кризисом у нас уменьшилось число банков-партнеров, - посетовала начальник отдела продаж "Тойота-центра" Маргарита Файзулина. - Что касается клиентов, то от них многие банки сейчас требуют предоплату. Да и весь документооборот теперь идет через Москву. А это значит - увеличиваются сроки выдачи кредита. От трех дней до двух недель".

Есть и любопытный момент. По словам Файзулиной, на некоторые дорогие модели известного японского бренда ценой от 900 тысяч и выше спрос даже несколько вырос. Это связано с тем, что люди вкладывают в них деньги. Кризис кризисом. А хорошие внедорожники и кроссоверы всегда в цене. Причем, учитывая легендарное японское качество, сохранением денег можно считать и минимальные расходы на последующий ремонт.

Схожую ситуацию обрисовала и руководитель отдела продаж автоцентра "Сто коней" Анастасия Пескова. По ее словам, застой "Опелям" и "Шевроле" не грозит. Марки - известные, предлагающие качественную продукцию для очень широкой аудитории. Многие люди, тянувшие до последнего времени с покупкой, почувствовав приближение кризиса, понесли свои наличные в автосалон. Причина та же - вложение средств.

А как с "Рено"? Ведь собираемый на наших просторах "Логан" можно по праву считать настоящим народным авто.

"В последнее время автомобилей продается несколько меньше, чем раньше, - комментирует ситуацию заместитель директора по продажам ООО "Инком" Сергей Леоненко. - Это связано с тем, что до 70 процентов машин реализуется в кредит. А с ним сейчас возникли сложности. Много отказов. Но ситуация не критична".

По мнению Сергея, сложность еще и в том, что количество дилеров, торгующих всеми марками машин, в Томске резко возросло. Раньше их было 7-8 . Теперь же - больше двадцати. А покупательная способность изменилась не настолько. Отсюда и снижение спроса.

Смотрите также: