Павел Горлов: "Нельзя сделать ЕГЭ стандартным для всех и навсегда"

   
   

Нечто новое и невообразимое в истории единого государственного экзамена - красноярские школьники публично протестовали против формы сдачи экзамена по литературе.

Еще вчера казалось, что по ЕГЭ больше нет вопросов, экзамен перешел в большинстве регионов в штатный режим. Но все оказывается не так просто, о чем нашему корреспонденту поведал заместитель начальника департамента общего образования администрации Томской области Павел Горлов.

Литература - "камень преткновения"

- Действительно, в этом году выпускники школ будут сдавать ЕГЭ по новым, более жестким правилам, - сказал Павел Иванович. - В целом аттестация выпускников будет проводится в соответствии с положением, введенным еще в 2002 году. Традиционные формы экзаменов не отменены, они тоже будут использоваться, хотя и в очень ограниченных ситуациях. В такой форме экзамены будут сдавать выпускники специальных (коррекционных) школ, вечерних школ, расположенных в местах лишения свободы. Для выпускников дневных школ традиционные экзамены будут проводиться только по тем предметам, которые не включены в перечень 13 основных предметов для сдачи ЕГЭ. Это - ОБЖ, физическая культура, мировая художественная культура, набор предметов по технологии. Все предметы сдавать в традиционной форме могут только выпускники с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость согласования традиционных форм экзаменов и новых условий проведения ЕГЭ предопределила множество новых проблем. Состоялось совещание в Рособрнадзоре, где на основе предложений от регионов были внесены существенные изменения в порядок проведения экзаменов по обязательным предметам.

- На совещании, как стало известно, возникла конфликтная ситуация. В чем ее суть?

- Спорных вопросов было немало, однако ключевым оказался вопрос о ЕГЭ по литературе. В частности, Федеральная надзорная служба настаивала на обязательной сдаче ЕГЭ по литературе в жесткой связке с ЕГЭ по русскому языку. По результатам дискуссии было принято решение оставить литературу в числе предметов для сдачи ЕГЭ по выбору самих выпускников. Хотел бы обратить внимание на то, что с этого года действует однозначная норма: по всем предметам, включенным в перечень для сдачи ЕГЭ, может использоваться только эта форма выпускных экзаменов. В этом и заключается существенное отличие от условий прошлого года, когда по русскому языку и литературе выпускники школ Томской области имели право по своему усмотрению сдавать эти предметы как в форме ЕГЭ, так и в традиционной форме.

- А как же сочинение?

- В этом году впервые выпускники школ обязательные экзамены будут сдавать только в форме ЕГЭ - это математика и русский язык. Остальные три предмета и формы сдачи экзаменов по этим предметам выпускники выберут самостоятельно. Из чего они могут вбирать? Прежде всего, это 11 основных предметов учебного плана, по которым экзамены будут проводиться только в форме ЕГЭ плюс те предметы, по которым можно сдавать экзамены в традиционной форме. Таким образом, сочинения в этом году на экзаменах не будет. Однако было бы целесообразно написать сочинение в конце учебного года. И я уверен, что в большинстве школ такая практика будет применена. Выпускная "квалификационная работа" в форме сочинения позволит уточнить годовую отметку по литературе. Проблема сочинения обсуждалась на протяжении всего периода введения ЕГЭ. На наш взгляд, сегодня возобладал здравый смысл. Ведь ЕГЭ по русскому языку предусматривает серьезную творческую работу (так называемая часть "С" экзаменационной работы). Конечно, она отличается от сочинения и тех шаблонных канонов, по которым выполнялась эта экзаменационная работа, однако вполне приемлема для массовой проверки знаний по литературе. Хотел бы обратить внимание на то, что не завершена дискуссия по количеству и перечню обязательных предметов для сдачи ЕГЭ на этапе выпуска из школы. И отнюдь не исключено, что для всех выпускников с 2009 года останется только один обязательный экзамен - именно по русскому языку. Второй обязательный ЕГЭ может стать профильным.

"У нас много гуманитарных классов"

- Теперь о математике. В чем здесь состоит особая позиция томского департамента образования?

- В Томской области, как и в большинстве других регионов России, старшая ступень школы становится профильной. И именно поэтому условия сдачи обязательного экзамена по математике в гуманитарных классах всегда отличались. Тем выпускникам, которые изучали математику по сокращенному варианту программы, предоставлялось право самостоятельно выбирать форму этого экзамена. Поэтому в среднем около 30 процентов выпускников гуманитарных классов сдавали математику в традиционной форме. В этом году наше Министерство такую практику отменило: все выпускники будут сдавать математику только в форме ЕГЭ, и по одним и тем же вариантам. Правда, при этом региональным органам управления образованием предоставлено право вводить другие, "щадящие", правила перевода отметок из стобалльной шкалы в пятибалльные отметки. Конечно, этим правом мы воспользуемся, и "гуманитарии" в этом смысле будут защищены. Однако было бы разумнее в дальнейшем предусмотреть для этой категории выпускников специальные (облегченные) варианты экзаменационных работ. В этом году такие варианты не предусмотрены, и мы считаем это серьезным упущением в работе Рособрнадзора.

- А еще какие-то еще нововведения ожидают наших выпускников на экзаменационной сессии?

- В этом году экзамены будут проводиться в ранние сроки, первые экзамены пройдут еще во время учебных занятий. Уже 16 мая состоятся экзамены по иностранным языкам и информатике, а последний экзамен (по математике) пройдет 4 июня. 10 и 11 июня - резервные дни, в том числе для тех выпускников, которые "завалили" один из экзаменов. Переэкзаменовка в период итоговой аттестации (фактически это до проведения выпускных вечеров) в этом году еще разрешается, причем по выбору выпускников повторная сдача экзамена может проводиться как в форме ЕГЭ, так и в традиционной форме.

Математика "бьет" по аттестатам

- А если неудача постигнет выпускника на двух и более экзаменах?

- В этом случае выпускник вместо аттестата получит справку, а к переэкзаменовке может вернуться только в следующем году. Добавлю, что если в предыдущие годы отметка, которая выставлялась в аттестат, определялась как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметки, то нынче эти правила сохранены только по трем предметам. Это - математика, русский язык, литература. По остальным предметам двойка на ЕГЭ - это реальная двойка, "завал" экзамена. При этих условиях по данному предмету положительная отметка в аттестат уже выставляться не будет.

- Можно ли сказать, что в этом году произойдет окончательная доводка условий сдачи ЕГЭ?

- Опыт прошлых лет убедительно показал, что организационную схему проведения ЕГЭ нельзя стопроцентно унифицировать для всех регионов и тем более для школ, находящихся в труднодоступных в транспортном отношении поселках. У нас в Томской области создана оригинальная технология проведения ЕГЭ в таких школах на основе использования возможностей телепорта ТГУ и сети Интернет. Интернетизация всех школ России создает хорошие возможности для массового применения этой технологии уже в ближайшие годы. Однако пока к распространению этой технологии проведения ЕГЭ Рособрнадзор находится в роли стороннего наблюдателя. Это удивительно.

Возможные изменения в дальнейшей судьбе ЕГЭ могут произойти и в связи с принятием поправок в федеральный закон "Об образовании". Этими поправками отменены понятия регионального и школьного компонентов содержания образования. Очень важный и принципиальный вопрос - о порядке выдачи аттестатов в условиях полного перехода на ЕГЭ. Ведь ни для кого не секрет, что достаточно заметная часть выпускников школ России с ЕГЭ не справляется, например, по математике в прошлом году практически каждый пятый выпускник этот экзамен "завалил". В этой ситуации возникает дилемма: сохранять и дальше действующие на сегодняшний день "страховочные" нормы, о которых я говорил выше, либо менять правила выдачи аттестатов.

Смотрите также: