Волчий азарт

   
   

На взгляд дилетанта, волк очень похож на большую собаку лайку. Потому и отношение к нему у людей несведущих часто добродушное. Вспомните сказочку: "выйдет серенький волчок и укусит за бочок". Так, лишь чуть-чуть, совсем не больно. Между тем любой охотник- "волчатник", а это одна из высших охотничьих квалификаций, скажет: легкое внешнее сходство с собакой ничего не значит. Волк - настоящий хищник, идеальное орудие убийства. Поэтому, когда от расплодившихся не в меру "серых" в середине девяностых начал страдать домашний скот, в нашей, в общем-то не "волчьей" области, забили тревогу.

Не пропадало ни одной шкурки.

Тогда-то и стал набирать силу ежегодный охотничий конкурс по борьбе с волками, который проводится по инициативе областной администрации с января по ноябрь и по сей день.

"Ситуация с волками напрямую связана с экономикой в стране, - вводит в курс дела заместитель директора ОГУ "Облкомприрода", начальник отдела охраны государственных заказников Евгений Батурин. - Замечено: их популяция резко возрастает во времена различных катаклизмов, особенно войн. Так было в России в Первую мировую, Гражданскую, Отечественную".

Еще в советское время конкурс на уничтожение диких животных проводило мощное государственное предприятие "Госстрах". Ведь они часто наносили ущерб домашним животным, скоту. Чтобы его компенсировать, и ввели госзаказ, причем не только на волков. В то время не пропадало ни одной звериной шкурки. Да и деньги платили хорошие. Шкура волка- самца стоила 100 рублей, самки - 120. Месячная зарплата. Не мудрено, что охотников, занимающихся уничтожением волков почти профессионально, было больше, чем сейчас, когда это уже больше азарт, развлечение. Ежегодные конкурсы позволяли держать нормальный баланс волчьей популяции.

Страх - в генах

С последующим развалом государства ситуация вышла из-под контроля. "Госстрах" исчез, как и госзаказ. У народа появились другие заботы. Количество "серых" в области в 1994 году подскочило с 400-500 особей до полутора тысяч. Для нас это много. И хотя людей волки не трогали, участились случаи нападения на домашних животных, скот. Большую роль сыграла сама хищническая натура зверя. Если "серый" нападает, например, на овечье стадо, рвет всех до последнего животного, хотя забирает для пропитания всего одну овцу и исчезает. В отличие от собаки, для которой важна демонстрация силы, внешний эффект - грудь колесом, лай, - волк сразу вцепляется в горло, перекусывая сонную артерию. У него даже оскал другой. Зубы перерезают кожаный ремень, как лезвием. Да и весит взрослый самец килограммов за восемьдесят. В принципе безоружному человеку один на один, а тем более с несколькими хищниками, - тоже не светит. Спасение лишь в генетическим страхе четвероногого хищника перед "хищником" двуногим.

"Я тогда был начальником "Охотуправления", - вспоминает Батурин. - Собрались с мужиками: что делать? Как стимулировать отстрел волка? Решили: власть опять должна объявить конкурс, установить премии". В областном бюджете в середине девяностых было не густо. Спас комитет по экологии, при котором уже существовал экологический фонд. Он и выделил премиальные. Подключились и набирающие силу, жаждущие рекламы охотничьи магазины, ставшие спонсорами. В общем, конкурс, организованный областной администрацией, возродился. Правда, слегка изменились его условия. Теперь платили не за каждого убитого зверя, как раньше. Установили лишь несколько солидных первых премий: "Бураны", лодочные моторы. Да и шкуру не забирали. Специальная комиссия лишь делала на каждой между ушей разрез - мол, проверено. Появились и свои асы. Например, молчановский охотовед Былин, добывавший в год по 20 волков.

Спас комитет по экологии

Конкурс дал свои результаты. Количество волков резко сократилось. В этом году из зарегистрированных 141 добыли 23. Первое место и премия 30 тысяч рублей достались охотнику Александру Соболеву из Колпашевского района, добывшему две самки из четырех волков. Вторую - 20 тысяч рублей - получил Владимир Рогоев из Молчановского района.

Почему такой скачок в снижении численности "серых"? Дело не только в охотниках. Это и экология, и резкое снижение "поголовья" лосей - основной добычи волков. "Если такой баланс сохранится, - отмечает Батурин, - будет нормально. Уничтожить полностью волка почти невозможно. Очень пластичный вид. Изведешь его в одном месте, уйдет в другое. У нас область скорее медвежья. Волк здесь не так актуален, в отличие от степей, редколесья, тундры Таймыра, Эвенкии, Хакасии, Ханты- Мансийского края. Я знаю охотника в тех краях, на счету которого около тысячи волков. В Томской области лучшие охотники выбивают за жизнь около сотни".

Вообще, охота на волка дорогого стоит и, как правило, не окупается оплатой за убитого зверя или премиями. Слишком умный, коварный и выносливый противник. Образно говоря, это не он в нашем лесу живет, а мы к нему в гости приходим. Даже с пробитыми пулей легкими или защелкнувшимся на лапе капканом, к которому привязана здоровенная чурка, этот хищник бъется всегда до конца и способен уйти на многие километры.

Охотятся на "серого", как правило, в феврале- марте, когда снег становится хрупким и, проваливаясь в него, волк не может быстро бежать. А по насту догнать хищника сложно даже на снегоходе. Хотя бьют его не только на "Буранах". В ход идут и капканы, и петли, и даже... вертолеты. Что, кстати, самое эффективное. Только в этом случае стоит говорить об окупаемости. Сразу можно положить несколько стай. Главное - хорошая предварительная разведка.

"Высший пилотаж" - найти логово зверя. На него особая премия. В этом году она составила 10 тысяч. Безрезультатно. Но охотничье счастье не всегда измеряется деньгами. Хотя уже установилась мода на волчьи шкуры. Плюс к тому, по словам Батурина, есть у нас один район, где не шибко вкусное мясо волка тем не менее считают целебным. Много заказов и на чучела. А где спрос, там и предложение. Так что не выйдет в ближайшее время из леса волчок и не укусит за бочок.

Смотрите также: