АвтоПарк юрского периода.

   
   

"Я люблю все старинное, - говорит мой собеседник, заводя ручку патефона. - Посмотри: всю современную мебель сменил на "еще ту" - настоящую. А вон на кухне с десяток старых самоваров. И машинки швейные - "Зингеры". Ты таких маленьких и не видел"! Но к Александру я приехал не для того, чтобы насладиться музыкой военных лет или построчить на швейной машинке. В конце концов, довоенный патефон есть и у меня. А вот старыми авто бог обделил. По возрасту и финансам еще не вышел. Так что....

Когда б вы знали, из какого сора...

"Наколку" на "любителя старины" мне дал Раис Аксанов - владелец довоенного "Опеля Олимпия" и целого выводка отечественных раритетов, о котором мы недавно писали. После увиденного доброго десятка автомобилей, каждому из которых минимум 30 лет, казалось, найти похожее собрание в родных пенатах уже невозможно. Но...

"Есть тут мужичок в Кузовлево. В бывшем пионерлагере живет. Так у него тоже кое - что имеется,- сказал тогда, заговорщически улыбаясь, Раис.

И вот с очередным чудиком мы идем по территории бывшего лагеря, ернически прозванного мною "парком Юрского периода". Автопарком. "Я водитель,- откровенничает Александр - "Машины люблю. Собирать своих старичков стал еще в советские годы. Они тогда чуть ли не возле каждого дома стояли и стоили не так дорого. Да и у меня денег было больше. Хотел реставрировать. Но время шло, а с деньгами все хуже и хуже".

Под навесом нас встречают, скорбно поблескивающие выцвевшей оптикой, стоящие в ряд: "Победа", купленная недалече всего за 5 тысяч рублей. Два "Москвича": "403" и "407". Не такая уж невидаль. Но дальше - интереснее. В самом углу приютились полностью комплектные и оригинальные "400" и "401" "Москвичи". Причем, как выяснилось, с документами. "Один стукнутый, - рассказывает мой собеседник, словно извиняясь - У второго двигатель нужно делать".

Наивный. Да разве настоящего коллекционера остановят такие мелочи, " Когда б вы знали, из какого сора..." Если кузова с подвеской от таких машин сегодня еще можно худо - бедно найти, то отыскать оригинальные двигатель, коробку передач - нереально".

Внучатам ручки бы пооборвать!

Впрочем, есть в "Юрском парке" Александра, включающем еще две "двадцать первые" "Волги", одна из которых, кстати - люксовая, "зверь" и покруче. Безусловно, звездой его "коллекции" является легендарный ГАЗ- 67, аж 1945 года выпуска, уже припрятанный до следующей весны в сарай. Тоже почти полностью оригинальный. Единственные неродные детали в нем - сиденья, резина и баранка. Машина в полном здравии и на ходу. А вот с документами - беда. Бывший хозяин умер. Так все и встало. Хотя авто списано.

Еще в детстве Александр заприметил ГАЗона в Турунтаево. А через тридцать лет, когда уже стал взрослым мужиком, когда жил в Томске, вдруг сердце екнуло: может, старичок еще живой? Делали - то с запасом - для войны. Приехал - и вправду, стоит у забора. Упрашивал хозяина два года: "Продай"! Тот отнекивался - это, мол, внукам. А внучата взяли и разморозили движок. Разобрали да бросили! После этого ГАЗон удалось - таки забрать. Судьба определенно благоволила Александру. Почти новый оригинальный двигатель в смазке ему удалось найти в чермете. Как он там оказался - одному богу известно. А переставить двигло - рукастому мужику, как два пальца...

Русским понижающая ни к чему!

"Еще и раму прихватил запасную,- смеется хозяин "парка".- Из оврага ее вытащил краном. Кто-то выкинул. Так что теперь запчасти есть. Вообще, машина - зверь. Я понимаю, как на них войну выиграли. Прет - словно дизель. Заглушить невозможно. Мне кажется, если его нагрузить, чтобы сцепление колес с дорогой нормальное было, он и грузового "Урала" потянет. Не поперхнется".

И невдомек Александру, что рассчитывалась эта машина конструкторами на буксировку пушки "сорокопятки", а на фронте бывало, цепляли и чего поболе. Так что он недалек от истины. Родной мотор с коробкой передач от "полуторки" на такой легкой машине и без демультипликатора потянет что угодно.

Конечно же, к владельцу "67 го" приезжали купцы, предлагали продать. Но ГАЗон - это святое. "Не. Не продам. Это от меня по наследству перейдет, - качает он головой. А вот "Волги" уже выставлены на "торги". " Был тут один,- рассказывает их хозяин.- Предлагал " 21- ую" на раму поставить. Двигатель импортный впихнуть. Говорит, опыт есть. Пока в Москву уехал".

Сболтнул сдуру.

Кроме машин, Александр хотел одно время "побаловаться" мотоциклом. Уже договорился на "ИЖ - 49". Да, с дуру, сболтнул в беседе знакомому. Доехать же к хозяину было все недосуг. А когда добрался, тот искренне удивился: "Так тут от тебя человек приезжал. Я ему и продал"! - вымолвил он. Осталось только облизнуться. Это пример, кстати, характеризует ситуацию с раритетами, мода на которые набирает обороты. Сформировался целый рынок в этой сфере. Свои правила, охотники, рыщущие по областям и весям. Добрые, воспитанные социализмом дедушки и бабушки, бесплатно жертвовавшие раритетами для советских музеев - в прошлом. В городах и их окрестностях все давно уже распродано частникам, если не хозяевами, многие из которых умерли, то их шаловливыми бездарными детками или наркоманами - внучатами. Если что и осталось, так в далеких деревнях, информация о ценности раритетов, до которых еще не добралась. Но, к сожалению, и те, кто покупает старичков, зачастую не в силах качественно их отреставрировать. Да и не ставят многие из них такой цели. Просто вкладывают деньги. Главное - обладать или поставить, как "шоу- стоппер" для привлечения внимания к себе или фирме. Взять "401тый", стоящий на въезде в микрорайон Солнечный. Там ли ему место? Что ж. Какое время, такие и правила. Будем побогаче, да поцивилизованнее, дойдет дело и до нормальной реставрации.

Смотрите также: