Русские бумаги - что китайская грамота

   
   

Мы продолжаем акцию ""АиФ-Томск": идем по следу", которую начали в прошлом номере. Напомним, журналисты нашей газеты решили "легализоваться" вместе с приехавшим в Томск из Узбекистана Мадрасулом РамазоновЫм. Позади - сбор анализов на различные инфекционные заболевания. Впереди - куча бумажной волокиты.

"Приходится даже заглядывать в карту"

Теперь Мадрасулу нужно обратиться в управление федеральной миграционной службы за разрешением на работу. Правда, к этому "великому походу" нужно основательно приготовиться. Во-первых, собрать по медучреждениям готовые справки, во-вторых, заплатить госпошлину 1000 рублей, сфотографироваться на документы (это еще 60 рублей). А самое главное, приготовить целый пакет документов.

Вспомните, что вы чувствуете всякий раз, приходя в паспортный стол или в миграционную за загранпаспортом? Когда смотришь на все эти бланки, которые нужно заполнить печатными буквами и без исправлений, ощущаешь себя ... как бы это мягче сказать... ну, не самым эрудированным человеком. А каково иностранцам, которые говорят-то по-русски не очень? Понятное дело, самим им не справиться. Можно, конечно, воспользоваться услугами фирмочек, которые сидят тут же, неподалеку, и за денежки заполняют эти самые бланки (однажды автор этих строк по ошибке оказалась в таком "платном" кабинете в районном отделении миграционной службы, до сих пор денег жалко). Но стоят такие услуги, поверьте, не так уж дешево. Да и ошибок могут эти товарищи понаделать, неправильно переведя название какой-нибудь заграничной деревни. В общем, в национальном центре "Узбекистан", к которому имеет отношение наш герой, нашли оптимальный вариант: самим заполнять мигрантам все документы.

Итак, субботним утром 5 мая мы с Мадрасулом приходим в Дом дружбы народов, где нас ждет соучредитель центра "Узбекистан" Набижан Абжабаров. В его компьютере есть электронный вариант заявления о выдаче разрешения на работу, и он заполняет этот документ.

- Ничего особо сложного здесь нет, - объясняет Набижан. - Нужно вписать имя мигранта, данные паспорта, адрес его постоянного места проживания. Если известна организация, где он будет работать, то название и реквизиты этой организации.

И хотя Набижан говорит, что трудностей нет, он долго не может правильно записать адрес Мадрасула в Узбекистане.

- Приходится иногда сверять данные и даже обращаться к карте, - признает он.

Во властных коридорах можно заблудиться

Пока Абжабаров забивает в компьютер данные нашего героя, он рассказывает мне об основных трудностях, с которыми сталкиваются здесь приезжие:

- Беда в том, что мигрант не ориентируется в этих коридорах, которые нужно обойти. Примерно 65 процентов приезжих попадают в "черный список" из-за своего незнания. Они и рады бы легализоваться, но не представляют, как это делается. Поэтому многие идут к нам. Мы их здесь консультируем: с чего начать, какие документы собрать, помогаем заявления составлять. Ведем их учет, на случай, если миграционная служба их потеряет или возникнет конфликт. Нам бы даже проще было, если бы транспорт с мигрантами шел прямиком к нам, и мы сразу вносили всех в реестр, чтобы держать на виду.

Некоторые узбеки этим пренебрегают и в результате часто оказываются обманутыми. Обмануть их проще простого: достаточно подойти на улице, представиться милиционером или предпринимателем, а потом вынудить работать на себя. В итоге приезжие просто не могут получить заработанные деньги, документы и уехать домой. За помощью идут сюда. А куда ж еще?

- Сейчас планируем купить цифровой фотоаппарат и установить программу, чтобы мигранты не блуждали в поисках быстрого фото. В идеале я бы хотел, чтобы абсолютно все документы они здесь оформляли, а потом мы их отводили в миграционную службу, - говорит Набижан.

Привет с далекой родины

- А Мадрасул не должен вам денег за помощь? - интересуюсь я.

- Нет. Он оставит свои данные. Потом найдет работу, заработает...

- И вернет за все хлопоты?

- Мы же существуем на пожертвования... И не обязательно деньгами отдавать. Мы же здесь как культурный центр. К нам с родины приезжают, литературу, прессу, плакаты привозят.

... В общем, узбекам еще повезло. У них есть место, куда можно обратиться с любым вопросом и проблемой. Если надо, и деньгами помогут, и крышу над головой обеспечат. А как быть тем, у кого нет в Томске диаспоры? Я не представляю, как заявления на разрешение на работу заполняют те же китайцы.

А Мадрасулу теперь нужно сфотографироваться. Заявление за него заполнили, теперь Набижан Абжабаров снимет копии всех страниц паспорта, - в общем, соберет весь пакет документов, и мы отправимся в управление миграционной службы.

Провожая нас, Набижан просит написать о его мечте: может, подарит кто-нибудь ему полное собрание наших законов - от областных до Конституции? Глядишь, проще станет решать конфликты с милицией, когда ей не нравятся "подозрительные" узбеки.

Смотрите также: