Хроника пикирующего... спиртзавода

   
   

Вячеслав Рябовский и Евгений Барков, обратившиеся за помощью в "АиФ-Томск", оказались для ОАО "ЭкстраСиб" "крепким орешком". В отличие от многих бывших коллег они дошли до финальной точки. По решению мирового суда с предприятия-банкрота в их пользу будет взыскано по 52 тысячи рублей. Теперь дело только за тем, чтобы "выцепить" эти деньги...

С голого по нитке - нищему на рубаху

Казалось бы, можно перевести дух - законодательство на стороне этих упорных "бойцов" за справедливость. Конкурсный управляющий ОАО "ЭкстраСиб" Виктор Иванов получил исполнительные листы на Рябовского и Баркова. Они включены в число 120 других бывших работников предприятия, которым в общей сложности должно быть выплачено свыше миллиона рублей долга по зарплате. Конечно, это сущая мелочь по сравнению с тем, что "ЭкстраСиб" вместе с процентами, штрафами и пеней задолжал в областной бюджет 300 миллионов рублей.

Однако возникает вопрос: как скоро будет исполнено то, что официально предписано в документе, - выплачены долги по зарплате? Не исключено, что исполнение решения суда будет заволокичено как минимум на полгода.

По крайней мере, для этого есть предпосылки. По решению февральского собрания кредиторов, например, на "ЭкстраСибе" была организована продажа имущества - электрических розеток, выключателей, кабельных муфт, сантехнических фланцев, хлорной извести и другой мелочевки. Ясно, что этой "розеточно-фланцевой" товарной массы (сам биотехнологический комплекс приберегается для потенциального инвестора) недостаточно для того, чтобы рассчитаться с крупными кредиторами. Впрочем, в списке предназначенного к продаже имущества значатся два автомобиля - МАЗ и ВАЗ. Вырученных за них денег, пожалуй, хватило бы для того, чтобы рассчитаться с долгами по зарплате с Вячеславом Рябовским и Евгением Барковым. Почему это не делается?

- Желание молодых людей поскорее получить деньги понятно, но нельзя же ставить телегу впереди лошади, - сердится конкурсный управляющий Виктор Иванов. - По закону у Рябовского с Барковым вторая очередь, а ведь есть еще и текущие расходы на поддержание оборудования предприятия в работоспособном состоянии. Это - оплата электроэнергии, поставок газа для котельной и других коммунальных услуг. Поэтому мы не можем начать гасить вторую очередь (долги по зарплате бывшим работникам), не погасив текущую. Напомню, нарушение очередности в расчете с кредиторами грозит конкурсному управляющему уголовным наказанием.

У роковой черты

Диагноз, который два года назад поставила ОАО "ЭкстраСиб" Контрольная палата областной Госдумы, в принципе оказался пророческим. Уже тогда по результатам проверки аудиторы пришли к заключению о негативной динамике деловой активности и крайне неустойчивом финансовом состоянии предприятия. Это, собственно, и стало причиной того, что арбитражным судом Томской области в апреле 2005 года в отношении ОАО "ЭкстраСиб" была введена процедура несостоятельности (банкротства) - наблюдение.

Как могло получиться, что спиртзавод, запущенный в эксплуатацию с огромной помпой и под аплодисменты областных чиновников двумя годами раньше, вдруг оказался у роковой черты? Одну из причин того, что надежды на томское спиртовое чудо не оправдались, аналитики видят в изначальных маркетинговых просчетах. Не спасла ситуацию и смена собственника, когда блокирующий пакет акций предприятия выкупили соседи - компания "Сибирский бальзам". По слухам, банальные разногласия между партнерами привели к тому, что "коса" томского генералитета "ЭкстраСиба" наскочила на крепкий новосибирский "камень". В результате, ожидаемых инвестиций спиртзавод не получил.

- Введение процедуры наблюдения предполагало восстановление платежеспособности предприятия, - говорит конкурсный управляющий Виктор Иванов. - Проведенный анализ показал, что при незначительном ограничении уплаты долгов предприятие могло самостоятельно выйти из кризисного состояния. Главный кредитор - областная администрация - пошел навстречу: дал отсрочку по платежам. На тот момент завод имел запасы спирта на 20 миллионов рублей. При их нормальной реализации можно было не только пустить часть денег на погашение долгов в соответствии с графиком, но и пополнить оборотные средства на закупку исходного сырья . Кроме того, на "ЭкстраСибе" планировалось организовать несколько новых производств. Таким образом, казалось бы, финансовое оздоровление предприятия началось вполне благополучно. На ноябрь - декабрь 2005 года практически весь спирт (на 20 миллионов рублей) разошелся по томским и новосибирским потребителям со сроком расчета за поставленную продукцию до января 2006 года. Получив эти деньги, можно было дальше двигаться по пути финансового оздоровления предприятия.

Надежда умирает последней...

Но этому помешали внешние обстоятельства. По признанию конкурсного управляющего, ножку на этот раз подставило государство, начав эпопею с акцизными марками. Водочные предприятия, вместо того чтобы рассчитываться за спирт, вынуждены были пустить свои средства на приобретение марок. В результате ряд потребителей за купленную у "ЭкстраСиба" продукцию не вернули деньги до сих пор. На новосибирской компании "ВИНАП", попавшей в июле прошлого года в процедуру банкротства, например, зависло около трех с половиной миллионов рублей долга за поставленный томичами спирт.

Еще один роковой удар был нанесен "ЭкстраСибу" 23 января 2006 года, когда истек срок действия лицензии на производство, хранение и реализацию спирта. (Надо полагать, что основная вина за это ложится на руководство спиртзавода - прозевали). Планом финансового оздоровления предусматривалось продлить эту лицензию и запустить производство. Но средств - трех миллионов рублей - на оплату лицензии предприятие изыскать не смогло. Поэтому производство спирта прекратилось, а его остатки на складе на 3-5 миллионов рублей - по решению арбитражного суда были конфискованы в пользу государства. Введенное после этого на "ЭкстраСибе" внешнее управление ожидаемых результатов также не принесло. Взыскать зависшую на водочных предприятиях дебиторку (около 14 миллионов рублей) и получить лицензию на возобновление производства спирта, несмотря на предпринимаемые меры, не удалось. Поэтому в декабре прошлого года арбитражный суд принял решение о введении на "ЭкстраСибе" заключительной фазы банкротства конкурсного управления. Что на сегодняшний день в этом плане сделано?

Повода для паники нет

- Во-первых, проведена инвентаризация и оценка имущества, составлен реестр кредиторов, уведомлены о сокращении в связи с ликвидацией предприятия оставшиеся работники, - говорит конкурсный управляющий Виктор Иванов. - Поскольку предприятие нельзя продавать по частям, то ведется поиск покупателя, который бы приобрел спиртовое производство в комплексе. Областная администрация дает в этом плане "зеленую улицу" - чтобы сохранить биотехнологический комплекс, как успешный и перспективный бизнес, она готова пойти на отсрочку выплаты долга в областной бюджет. В настоящее время повода для паники нет - ведутся активные переговоры с потенциальными инвесторами. Хочется верить, что на "ЭкстраСиб" придет новый хозяин, который сумеет наладить производство.

Кстати, его зачатки на "Экстрасибе" уже заложены. На арендуемых у предприятия площадях действует фирма "БиоТек", которая осваивает производство пищевых дрожжей. Не исключено, что это - первый росток, который в будущем даст дружные всходы других производств на биотехнологическом "поле" обновленного "ЭкстраСиба". По крайней мере, в областной администрации на этот счет питают большие надежды. Виктор Иванов, в свою очередь, считает, что потенциальный инвестор, который придет на предприятие, наверняка найдет общий интерес с "БиоТек". Впрочем, время покажет.

И последнее. Конкурс по продаже "ЭкстраСиба" ориентировочно пройдет в сентябре-октябре текущего года. Сразу после этого, в случае успешной реализации технологического комплекса, начнется расчет с кредиторами. Это значит, что Вячеславу Рябовскому и Евгению Баркову, входящим в список первоочередников, ждать осталось недолго.

Смотрите также: