Студенты с "особой" миссией

   
   

10 лет исполняется на следующей неделе томскому филиалу Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Его без преувеличения можно назвать особым вузом.

Некуда было обратиться

История этого университета начиналась негромко.

1996 год, 50 студентов, маленький кабинет, оклеенный розовыми обоями, и скромный статус "Учебно-консультационный пункт при Областной клинической психиатрической больнице". И педагоги - Татьяна Сорочинская, бессменный директор и основатель филиала, Ирина Левченко, Татьяна Филичева - те, кто первыми понял, что в Томске некуда обратиться родителям, у которых "особый" ребенок - или, как это принято называть официально, ребенок с нарушениями развития.

- Двадцать лет назад у нас на всю область было только два таких специалиста - дефектолог и олигофренопедагог, - рассказывает Татьяна Сорочинская, директор томского филиала МГГУ. - Неудивительно, что, когда у меня в семье появился такой "особый" ребенок, я просто не знала, к кому обратиться! В Томске никто не учил родителей тому, как воспитывать такого ребенка, да и специалистов готовили только в Москве и Петербурге. И тогда я поехала в Москву, где поступила в Педагогический университет имени Шолохова. После чего и появилась идея создать филиал университета в Томске.

В 1997 году учебно-консультационный пункт при психбольнице получил статус университетского филиала. За следующие десять лет он практически во всем "догнал" своего "старшего брата" в Москве: студентов сейчас готовят по всем семи специальностям, есть очное и заочное отделения и даже аспирантура. А главное, есть высокий спрос на выпускников - дефектологов, логопедов, специальных психологов и олигофренопедагогов. Несмотря на то, что филиал уже выпустил 1020 специалистов, потребность в таких кадрах удовлетворена в городе лишь на 12%.

"Они такие же, как мы!"

- Одна из особенностей нашего вуза - в том, что студенты у нас получают очень много практики, пять раз за время обучения они работают в специализированных школах, детсадах или реабилитационных центрах, - объясняет Елена Гребенникова, завкафедрой психолого-педагогического образования томского филиала МГГУ. - Так что еще до окончания учебы большинство студентов устраивается на работу.

С открытием очного отделения и появлением бюджетных мест в томский филиал МГГУ начали поступать и выпускники школ.

- Понятно, что дети, семья - все это еще очень далеко от молодого человека в 17 лет, - рассуждает Татьяна Сорочинская. - Тем более что многие из выпускников школ никогда в жизни не видели таких "особых" детей, не знают, как с ними общаться. И только приходя на практику, они понимают: эти дети такие же, как и мы!

Томский филиал МГГУ "особый" не только по своей специализации - здесь и впрямь создана какая-то совершенно особая атмосфера обучения. Сами педагоги, смеясь, называют это "тепличными условиями": график учебы составляется с учетом загруженности студента, все необходимое для учебы - библиотека, лингафонный кабинет, компьютерный класс - находится в том же здании. Даже практику при желании можно пройти, не выходя из университета: при томском филиале уже много лет работает "Центр развития личности", куда обращаются за консультациями родители как "особых", так и обычных детей. Наверное, только в такой "домашней" атмосфере и можно вырастить специалиста, который будет бережно и терпеливо работать с самыми незащищенными в нашем обществе детьми и их родителями.

- Понимаете, наша миссия - не только помочь таким детям, но в целом преодолеть консервативные устои общества, заставить людей понять, что "особые" дети появляются не только в бедных и социально запущенных семьях - это может случиться с каждым из нас! - говорит Татьяна Владимировна. - Осознать эту цель должен за годы учебы каждый из наших студентов.

Взрастить любовь и понимание

Решать эту задачу призваны в том числе и научно-практические конференции, которые ежегодно проводит томский филиал МГГУ. В них участвуют преподаватели и студенты университета, специалисты-практики, а также родители "особых" детей. Одна их главных тем каждой конференции - интеграция "особого" ребенка в коллектив, полноценное обучение таких детей в обычных школах и вузах наравне со сверстниками. Сегодня, благодаря коллективу МГГУ, такая возможность становится реальной. В этом году конференция будет приурочена к празднованию юбилея университета и откроется 23 марта.

- Дальнейшие планы? Совершенствоваться, - подводит итог Татьяна Сорочинская. - Расширять научную деятельность, вовлекать студентов в исследования самых разных проблем "особых" детей.

Смотрите также: