Державный золотой треугольник

   
   

История находки самого крупного русского золотого самородка "Большой треугольник", который был найден на Урале под Миассом на Царёво-Александровском прииске и хранится ныне в Алмазном национальном фонде, до сих пор вызывает споры.

В нашей литературе написано так, что можно сделать вывод: золотой гигант весом 36 килограммов 15,7 грамма лежал в гордом одиночестве на глубине 3 метра, и семнадцатилетний старатель Никифор Сюткин нашел его совершенно случайно. Выходит, не сделай 26 октября 1842 года Сюткин свою знаменитую находку, богатейший в истории отечественной золотопромышленности прииск, истощенный за двадцать лет эксплуатации, был бы закрыт.На другой же день все работы были бы прекращены, а "Большой треугольник" так бы и остался лежать в земле. Получается, будто и находка Никифора Сюткина совершенно случайна, и находкой этой он спас от закрытия прииск.

Золото счастья не приносит

Еще говорится о несчастливой судьбе того, кто нашел тридцатишестикилограммовый золотой кус. Известно, что начальник Златоустовских горных заводов знаменитый металлург генерал Николай Аносов был в затруднении, какое же вознаграждение выплатить Сюткину за его выдающуюся находку - ему по закону полагалось 1266 рублей 60 копеек серебром. Лично генерал Аносов (будущий томский губернатор) не мог решиться приказать выплатить такую большую сумму, написал рапорт начальнику Уральских горных заводов генералу Глинке, спрашивая, как быть. В итоге крепостной рабочий Никифор Сюткин вознаграждение получил сполна, вдобавок ему была дарована вольная. Однако, действительно, не выдержав такого свалившегося как снег на голову счастья, от воли и шальных денег молодой старатель запил вглухую и кончил плохо, спившись с кругу.

Такая вот упрощенная история находки. Не замешкайся, выходит, в закопушке под самым основанием, под углом золотопромывальной фабрики на трехметровой глубине Никифор Сюткин, не скребни металлической пластинкой по залепленному глиной выступавшему камню, от чего в глаза ударил ослепительный ярко-желтый свет - и всё, не было бы знаменитого "Большого треугольника".

Но Никифор Сюткин оказался молодым, да ранним знатоком старательского дела. Самородок был облеплен со всех сторон плотным слоем глины. Глина прикипела к золотому гиганту так, что, когда самородок вытащили на поверхность, огромный золотой кусище нужно было, чтобы очистить его от глины, обколачивать молотком, потом варить несколько часов в мыльном щелоке, потом вытирать медной проволочной щеткой. Да, самородок-исполин и на трехметровой глубине в земле был надежно "упакован" в слой глины, попадаться на глаза не собирался. Прятался, и тем не менее был обнаружен. Случайно ли?

Прииск едва не забросили

Как можно понять из описания того, как был найден самородок в "Горном журнале" за 1842 год, никто не собирался уходить с Царево- Александровского и Царево-Николаевского приисков, давших за двадцать лет 400 пудов золота. Прииски просто отслужили своё, на них еще тщательно дорабатывали последние нетронутые земли и принялись за разведку прилегающих к ним мест. Около разрушенной плотины открыли россыпь с содержанием 8 золотников (золотник - 4, 2658 гр.) на 100 пудов. Еще ближе к плотине содержание золота в ста пудах песка много больше. Плотина от золотопромывальной фабрики, от места, где "прятался" золотой гигант в 36 кг весом, отстояла на 17 саженей, т.е. где-то на 36 метров. Чем ближе к самородку-гиганту, тем содержание золота в песке больше и больше.

Около самой фабрики брали в земле уже по 50-70 золотников, по-современному по 200 -300 граммов. К крупнейшему самородку, таким образом, старателей вела в буквальном смысле золотая, шириной с полметра дорожка! И именно Никифор Сюткин 26 октября 1842 года натолкнулся, ступая по этой, идущей на трехметровой от поверхности глубине дорожке, на более чем двухпудовый золотой кусок. Почему именно на трехметровой глубине?

Да потому, что там начинался диорит - магматическая глубинная горная порода. Ниже диорита самородок просто не мог лежать. Конечно, ни сам Сюткин, ни другие, находившиеся в тот день рядом с ним рабочие, не ожидали встретить золотой кусок в два с лишним пуда. Возможно, рассчитывали на очень богатый золотом песок, на рядовой самородок, на несколько рядовых самородков в полфунта, фунт, несколько фунтов, но уж никак не на такой великан...

Так что, не обнаружь в день 26 октября 1842 года Никифор Сюткин державный самородок, названный позднее "Большой треугольник", золотой гигант нашли бы почти неизбежно. Я хочу сказать, что находка "Большого треугольника" была все-таки случайной неслучайностью. На другой, на третий, на пятый, на десятый ли день, углубляясь под фабрикой в землю, кто-то бы наткнулся на золотой треугольник. А так другим рабочим досталось "довольствоваться" самородками по фунту, два, пять, семь, как свита окружавшими царя русских самородков на царской Царёво-Александровской золотоплатиновой россыпи...

Смотрите также: