- Добрый мир ведь нельзя просто взять, построить и жить в нем! Добро нужно творить постоянно! - говорит с горящими глазами Татьяна Горчакова.
Постоянно творить добро и учить этому еще совсем малышей - практически безвозмездно, на чистом энтузиазме - Татьяна Горчакова и целый ряд ее единомышленников (Л. Бударина, Т. Коростелева, Н. Панюкова, Н. Павлова, Т. Лесняк) знают об этом не понаслышке. Детская газета "Добрята", молодежное издание "Зов сердца", Школа юного журналиста, издание детских творческих сборников, в котором каждый ребенок может что-то сказать этому миру, совместные уроки в 27 школах Томска - все это воплощает в себе проект "Служу Отечеству пером", который реализуется у нас в Томске.
"А помнишь, как все начиналось..."
- В 2003 году, - начинает рассказ Татьяна Горчакова, не переставая склеивать конверт с детскими работами, - в конце октября в час дня вышел первый "Добренок" (так ласково называют свое детище его многочисленные "родители"). Ровно через час мы с лопатой в руках по призыву экологов пошли садить кедровую рощу - и вскоре самый красивый кедренок стоял за площадью Южной. Кедр - это символ вечной жизни. А наш "Добренок" - символ новой жизни.
Новая жизнь в лице газеты "Добрята" началась стремительно и быстро. Сама газета от 16 страниц "растолстела" до 24, стала полноцветной, а главное - тираж ее вырос до 11 тысяч экземпляров - выходит, не зря "Добренок" появился на свет - значит есть, что ее авторам сказать, и есть кому это прочитать.
Служба пером
Каждую неделю в 27 школах Томска среди 4332 детей проводятся уроки по основам журналистского мастерства - дети узнают основы жанров, правила написания материалов, слушают примеры, а потом сами берутся за "перо".
- Мы прежде всего изучаем слово, чтобы ребенок мог писать осмысленно, - говорит Татьяна Горчакова. - Ведь каждый знает: слово может поощрить и слово может ранить. А как дети сами рассуждают! Например, вчера на вопрос, что значит "добрый мир", одна девочка сказала - маленькая такая девочка - это мир, в котором царит гармония. А что такое гармония? Это когда всем хорошо... Вот откуда она, первоклассница, такое придумала?! А ведь дети часто так рассуждают интересно.
Все свои рассуждения детки записывают - и из них складывается новый "Добренок" -каждый месяц. Кроме детских работ в газете публикуются детские письма с отзывами, историями, опять же размышлениями - писем в редакцию "Добрят" приходит очень много.
А еще на уроках детей учат самих оформлять газетные полосы - не на компьютере, а при помощи клея, цветной бумаги, красок и карандашей. Не умеешь рисовать? Сделай аппликацию, вырежи из газеты, приклей фотографию, но покажи людям свое настроение. Детские работы за 4 года обучения (на столько рассчитана программа) собираются в "портфолио", которые по окончании дети забирают. А еще они получают похвальные листы и альбомы по окончании курса.
- Я думаю, - говорит Татьяна Горчакова, - что такие дети - это и есть настоящие граждане, глубоко чувствующие, поэтому именно для них приемлемо воспитание добротой.
На уроках добра
Что же именно он, робкий первоклассник, может сделать, чтобы этот мир стал добрым? Послушав теорию, отправляюсь с Татьяной Витальевной постигать практику - обыкновенная 1-я школа, обыкновенный 4-й класс - я в качестве "ученицы-второгодницы" за последней партой с мальчиком Витей. Звенит звонок, и все как по команде подскакивают, одновременно вместе с Татьяной Витальевной прикладывают ладонь к груди и "сердечно" здороваются.
- Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, матушка-Земля!
А потом начинается урок - признаться, сначала верилось с трудом, что дети на полном серьезе могут с таким энтузиазмом внимать словам преподавателя - оказалось, могут. А еще могут гурьбой вваливаться в школьную столовую, чтобы писать второй в жизни репортаж, опрашивать ворчливых поваров, заглядывать в тарелки к своим учителям, чтобы написать потом - "Петр Петрович ест котлету с капустой и запивает ее сладким чаем". А после этого, без стеснения, в классе зачитывать друг другу свои шедевры - и ведь правда, замечают получше взрослых, что рядом цветок, который завял, повар, который ворчит, сосед по парте, который тоже усиленно строчит репортаж. И главное - глаза у всех горят.
А в конце урока - каждый получает свежий выпуск "Добрят" и ищет там что-то интересное для себя.
Строим добрый мир
- Чтобы занять детей на выходных, - говорит Татьяна Витальевна, - мы просто как-то с коллегами собрались и решили - надо с этим что-то делать. Так появилась школа добрых знаний. Потом решили сделать школу маленького журналиста. Мы приходили в обычные школы, собирали кружки - и нас стали приглашать работать "системно". А в 2004 году как раз был объявлен конкурс на соискание гранта за патриотическое воспитание граждан по Томску и Томской области - и мы написали программу по школе маленького журналиста. По этой программе мы и стали работать - она понравилась городскому департаменту дополнительного образования, и они выделили нам несколько полставок для работы в Доме творчества детей и молодежи.
По воскресеньям с 12 до 17 на базе издательского дома "Твердыня" работает индивидуальный пункт - школа журналиста. Сюда приходят дети, чтобы писать, задавать вопросы. Самый активный юнкор Степа Лапин - он выиграл областной конкурс, представляя газету "Добрята". Да и вообще, газета получает награды, благодарности, грамоты - очень много восхищенных отзывов. Ранее проект получил несколько грантов.
А еще, кроме газеты "Добрята" и "Зов сердца" - аналогичное издания для ребят постарше - в рамках проекта издано 12000 альбомов-книг "Я красивый мир творю", 60 детских сборников "Добрята учатся писать", "Дорогою добра".
Томск - центр реализации этой программы, люди работают по ней и в Каргаске, и в Колпашево, и в Новокузнецке, и в Краснокаменске, Бийске, Озерске, и в Смоленской области, и присылают письма в редакцию. И ведь, несмотря на то, что "Добренок" поначалу стоял на ногах робко, на сегодняшний день он смело смотрит на мир с тысячами своих юных читателей. Впереди, конечно, много планов, но главное - строить новый добрый мир руками подрастающего поколения, отдавая им все самое лучшее, что есть у всех нас - добро своего сердца.