Феликс Тарасенко: "Быть духовно склонным помогать другим"

   
   

Поводом для встречи с профессором Феликсом Тарасенко послужило письмо читательницы нашей газеты Надежды Зяблицкой, в котором она говорит о чувстве неловкости "от активного рекламирования благодеяний немногочисленных, но постоянно фигурирующих на страницах печати личностей (вероятно, богатеньких)", а также задает, казалось бы, простой, но на самом деле неоднозначный вопрос: "А что такое благотворительность"?

"Все пожертвования - адресные"

Феликс Петрович - декан Международного факультета управления ТГУ, а также председатель комитета международных проектов томского Ротари-клуба, который вот уже десять лет оказывает благотворительную помощь ряду томских детских и медицинских учреждений. Тарасенко был первым президентом этого клуба.

- Итак, Феликс Петрович, можете ли вы с научной и просто бытовой точки зрения объяснить, что такое благотворительность?

- По-моему, это реализация устремлений человека по отношению к окружающим его людям. Индикаторов этой реализации много. Дарить (отдавать), часть доходов, своего достояния тем, кто нуждается. Тратить свое время и силы на то, чтобы организовать благотворительные акции, распространять идеи благотворительности. Морально поддерживать... Для всего этого требуется "совсем немного" - быть духовно склонным помогать и чувствовать себя обязанным помогать другим. Ротари-клубы во всем мире объединяют именно таких людей.

- Как возникла в Томске идея включиться в ротарианское движение?

- Это было в начале девяностых годов прошлого века, во время бурного, даже эйфорического развития отношений с западными странами, когда ученые, бизнесмены, преподаватели вузов получили возможность выезжать за границу в командировки, на стажировки или в туристические поездки. Там им случалось бывать на благотворительных праздниках, заседаниях Ротари-клубов, знакомиться с идеями этого движения. Вот и "заразились" ими. Сначала это было что-то вроде клуба интересных встреч, но затем мы стали участвовать в благотворительных проектах.

- Насколько я знаю, состав томского клуба невелик - в разное время от двух до трех десятков человек. Даже если учесть, что там есть состоятельные люди, как клубу удается оказывать такую дорогостоящую помощь медицинским, детским учреждениям?..

- Ряд проектов мы осуществляем своими силами с помощью томских спонсоров. Например, ежегодно в День России мы устраиваем благотворительный концерт. Билет на него стоит недорого, но люди могут заплатить (и делают это) больше. В фойе устанавливается стеклянный куб, куда тоже можно бросать деньги, выставляются молодежной секцией клуба различные поделки, которые продаются по принципу аукциона. Каждый раз этот сбор пожертвований имеет целевой адрес - на приобретение колясок, оплаты протезов инвалидам или для детских художественных коллективов, или на приобретение оборудования для библиотеки слабовидящих. Проводили мы конкурс среди фирм - для поощрения бизнеса, ориентированного на помощь населению, собирали средства на покупку осенней обуви ребятам из детдомов... Но наиболее дорогостоящие благотворительные проекты - международные, с участием Ротари-клубов разных стран, как это и задумано организаторами движения.

"Защитили сердца пятидесяти томичей"

- Список благотворительных акций, в которых участвовал ваш клуб, как и суммы в десятки тысяч долларов, на которые оказана помощь различным учреждениям, весьма впечатляют. Вы направляете специальные запросы в зарубежные клубы с указанием того, в чем нуждаются томичи?

- У нас установились традиционно прочные связи с рядом Ротари-клубов, которые постоянно помогают нам в приобретении определенной медицинской аппаратуры - больше всего для роддомов и кардиоцентра. Однако появляются время от времени и новые неожиданные проекты. Например, сейчас будем приобретать дорогостоящие мониторы для роддомов, которые позволяют следить за развитием плода (даже если это двойня). Инициатива здесь принадлежит одному японскому клубу, который в честь своего 15-летия решил провести благотворительную акцию. Объектом ее стал Томск. На эти мониторы - они будут отданы четвертому роддому - "скидываются" два японских клуба, два тайваньских и томский. В счет другого проекта в ОКБ будут переданы два кондиционера (до этого ОКБ получила четыре кардиомонитора для палат интенсивной терапии), а горбольнице N3 - концентратор кислорода для пульмонологии.

Но проект, которым мы особенно гордимся, связан с кардиоцентром. Есть такая организация во Флориде - "Харт бит интернешенел". Она независима, но тесно сотрудничает с ротарианцами, а еще с производителями кардиостимуляторов, от которых в порядке благотворительности получает эти стимуляторы - очень дорогие, между прочим, от шести тысяч долларов до полумиллиона рублей.

- Такое впечатление, что ротарианцы вездесущи...

- Так оно и есть. Так вот эта организация из Флориды, через ротари-движение создает банки кардиостимуляторов в разных странах, в тех местах, где есть кардиоцентры, способные выполнить операции на сердце, и есть Ротари-клубы. В мире сорок таких банков. В России только два - в Томске и Новосибирске. Есть несколько условий: кардиостимуляторы передаются бесплатно, операция выполняется бесплатно, только жителям территорий, на которых действует Ротари-клуб, и имеющим статус малоимущих. (Чтобы документально доказывать последнее, мы заключили договор с департаментом социального обеспечения). Каждый год по этой программе мы получаем около десятка кардиостимуляторов, и в области уже ходят пятьдесят человек, чье сердце защищено благодаря содействию ротарианцев. Знаю, что несколько человек, которые прежде не могли работать, сейчас трудятся.

Кстати, чтобы открыть банк кардиостимуляторов, требовалось внести две тысячи долларов. Таких денег у нас не было, их внес почетный член нашего клуба Ким Буридель, врач из Калифорнии. Он, а также адвокат Кэролин Джонс из Аляски (тоже почетный член нашего клуба) награждены областной Государственной думой Знаком "За милосердие и благотворительность".

***

Среди тех, кому через томский Ротари-клуб оказана благотворительная помощь, детские дома в Томске, Моряковке, Малиновке, "Орлиное гнездо", областная клиническая и областная детская больницы, горбольница N3, медсанчасть N2, клиники СГМУ, военный госпиталь, кардиоцентр. В эту помощь, кроме названных выше, входят лекарства, одежда и обувь, бытовое оборудование (стиральные машины, пылесосы посудные и одежные шкафы, система водоочистки), зубоврачебный кабинет, лапароскопическое хирургическое оборудование, компьютерное оборудование для слепых и слабовидящих, холодильная камера, автобус и многое другое.

Смотрите также: