Заложник "серой" зарплаты

   
   

Его глаза, кажется, ловят все, что происходит вокруг. Однако на лице лишь редкие проблески эмоций. После тяжелейшей травмы головного мозга врачи не оставляли Виктору Хореву шансов на выздоровление. Но жизнь взяла верх - сейчас он заново учится думать, говорить и двигаться. И в этом у него лишь два помощника - отец и мать.

Шансы были иллюзорными

Поначалу все складывалось как нельзя лучше. Учеба энергичному и способному парню давалась легко. После успешного окончания ТГАСУ Виктор, как дипломированный специалист, был принят в престижную организацию. Однако где-то через год понял, что кабинетная стезя не для него. Он мечтал о живом деле на большой стройке.

И такая возможность представилась. В конце мая прошлого года по рекомендации генерального директора строительной компании "Луч" Николая Лукьянчикова (его хорошо знал отец) Виктор был принят прорабом в ООО "Интеграция". Это предприятие, учрежденное Томским региональным объединением инвалидов, в то время работало в качестве подрядчика у СК "Луч" на сооружении промбазы в районе речного порта.

Лето для любой стройки, как известно, самая жаркая пора. В этот период принято вкалывать от зари до зари. Но Виктор не роптал, хотя в табеле учета рабочего времени ему ставили "восьмерки". Коллектив, состоявший в основном из наемных рабочих из Средней Азии, тоже не возмущался: чем больше сделают, тем лучше заплатят. В тот день, 20 июня 2005 года, ничто не предвещало беды. Как всегда утром Виктор собрался и уехал на стройку. Страшно даже подумать, но домой он вернулся лишь через пять месяцев на больничных носилках. Что произошло в тот злополучный день?

- Где-то ближе к обеду мне позвонили, что сын упал с высоты десять метров, разбил голову и без сознания доставлен в первую горбольницу, - говорит отец Виктора Сергей Владимирович Хорев. - Когда я приехал, сын находился в коме. Состояние было крайне тяжелым. Врачи давали мало шансов, что Виктор выживет. Однако его удалось спасти. Домой из больницы сына привезли, как говорится, кожа до кости.

Компенсация - мизерная

А дальше на родителей обрушились все беды, которые связаны с круглосуточным уходом за инвалидом. И как водится, они остались практически без какой-либо помощи. ООО "Интеграция", в которой работал сын, правда, сразу после трагичного случая купила больнице кондиционер и еще чего-то, но эти затраты по сравнению с тем, что расходует семья, мелочь.

В этой трагичной истории много белых пятен. В акте расследования говорится о том, что Виктор, обмеряя кровлю гаража рулеткой, запнулся о парапет и, потеряв равновесие, рухнул с высоты десять метров на лежащие внизу железобетонные конструкции. Но это всего лишь предположение, поскольку сам пострадавший ничего рассказать не может. Однако отец, Сергей Хорев, не исключает, что упасть могли "помочь" рабочие, которые были возмущены тем, что в ООО "Интеграция" (по словам сына) занижались объемы выполненных работ. Их учетом занимался Виктор, и, стало быть, в нем рабочие видели одну из причин того, что получают меньше заработанного. Кстати, прокуратурой Октябрьского района эта версия не исключалась, но в ходе расследования она не получила подтверждения. В любом случае теперь немаловажный для семьи Хоревых вопрос - это размер денежной компенсации в связи с утраченной сыном трудоспособностью. А в территориальном фонде социального страхования компенсационные страховые выплаты пострадавшему начислили всего ...с двух с половиной тысяч рублей. Именно такие сведения о зарплате подавало ООО "Интеграция", и с них платились в фонд страховые взносы.

Зарплата мнимая и реальная

Тут, как говорится, фирма чиста перед законом. Однако лукавство, можно предположить, в другом. Виктору Хореву, по имевшейся договоренности, должны были платить в месяц как минимум в три раза больше той суммы, которая была подана в фонд социального страхования для начисления компенсационных выплат. Это косвенно подтверждает тот факт, что сразу после трагичного случая семья Хоревых получила из ООО "Интеграция" расчет за 27 отработанных сыном дней - где-то 10 тысяч рублей. Глава семейства Сергей Хорев считает, что именно эта сумма должна была лечь в основу расчета компенсационных выплат. Но этого не произошло.

- Я хорошо понимаю, что для родителей нет горя страшнее, чем инвалидность сына. Они предпринимают немыслимые усилия, чтобы поставить его на ноги, - говорит директор фонда социального страхования Людмила Казанцева. -Со своей стороны мы сделали в рамках закона все возможное. Но если бы работодатель платил страховые взносы с большей зарплаты, а не той, которую "нарисовал", то компенсационные выплаты в связи с утраченной трудоспособностью, конечно же, были бы значительно выше. В разговоре со мной представители ООО "Интеграция" не подтвердили, что фактическая зарплата пострадавшего была больше указанной в представленных документах. В то же время они признались, что если бы Виктор Хорев отработал положенный испытательный срок, то мог бы получать до 15 тысяч рублей в месяц. Поскольку наш диалог о скрытой и явной зарплате зашел в тупик, то я чисто по-человечески предложила руководителям ООО "Интеграция" связаться с отцом пострадавшего и заключить договор, в соответствии с которым, кроме компенсационных выплат из нашего фонда, семья могла получать дополнительно еще какие-то деньги. Я думаю, что это в интересах самого предприятия, ведь если семья пострадавшего подаст в суд и докажет, что зарплата платилась "втемную", то выводы могут быть строгими.

Кто разрубит гордиев узел

Кстати, Людмила Казанцева, привела весьма любопытный факт. Оказывается, если поделить месячный фонд оплаты труда на количество работающих в ООО "Интеграция", по получится по 2600 рублей на "брата", независимо от того, кем является этот "брат": руководителем предприятия или простым стропальщиком. Уловка эта не нова: предприятия обязаны вести отчисления с зарплаты не ниже прожиточного уровня. А он и составляет примерно такую сумму. Так где все-таки лежит истина? Почему предприятие, созданное инвалидами, отвернулось от инвалида? Как оказалось, теперь уже бывший исполнительный директор ООО "Интеграция" Владимир Тодоров, которого мы разыскали по телефону в Каргаске, сославшись на занятость, так и не прояснил ситуацию с зарплатой пострадавшего. Таким образом, оставалось последнее звено - генеральный директор компании "Луч" Николай Лукьянчиков, по рекомендации которого Виктор Хорев был принят прорабом в ООО "Интеграция".

Однако, когда мы сообщили ему о претензиях отца пострадавшего, Николай Иванович сказал, что они не по адресу: мол, ООО "Интеграция" самостоятельное юридическое лицо и никакого отношения к "Лучу" это предприятие не имеет. Хотя есть диктофонная запись разговора его зама по экономике , который пообещал отцу пострадавшего "сделать все, как есть". То есть, представить справку о более высокой зарплате. Для родителей Виктора Хорева теперь остается только обращаться в суд.

Не теряют надежды на "добрую волю"

Однако глава семейства, похоже, пока морально не готов к столь радикальному способу решения проблемы. Он не теряет надежды на добрую волю со стороны руководителей ООО "Интеграция" и компании "Луч". Ведь производственное увечье со 100-процентной потерей трудоспособности его сын получил не где-нибудь, а именно во время работы на одном из объектов этих предприятий. Хотя в альтруизм верится с трудом. Последние переговоры Сергея Хорева с директором компании "Луч" Лукьянчиковым закончились ничем. - Просто они с самого начала решили, что Виктор не жилец, - предполагает Сергей Хорев, - а он, вопреки всем прогнозам, выжил и пошел на поправку. Сейчас для нас с женой самое главное закрепить этот успех.

Смотрите также: