Всего через пару недель около несколько тысяч маленьких жителей Томской области впервые переступят школьный порог. Как помочь ребенку подготовиться к новому этапу своей жизни? И как понять, пора ли ему в школу? Об этом мы попросили рассказать Валентину Котлярову, педагога-психолога гимназии N29 г. Томска.
"Мама, почему ты не научила?!"
- Валентина Федоровна, "первый раз в первый класс" - это, прежде всего, праздник для ребенка или колоссальный стресс?
- И то, и другое, ведь стресс может быть вызван и переизбытком позитивных эмоций. Здесь все зависит от установки, которую дают ребенку родители.
Если они подчеркивают свою радость и гордость за малыша, говорят: "Какой ты стал большой, наконец-то ты вырос!", то ребенок действительно будет чувствовать, что поступление в школу - праздник. А если родители нервничают сами, постоянно делают ребенку замечания: "Какой ты неусидчивый, невнимательный, как ты будешь учиться, ты же без конца будешь получать двойки!", захочет ли он ходить в школу?
- Но ведь нередко у родителей возникают вполне обоснованные опасения. Особенно когда у них есть выбор - отдавать в школу сейчас или подождать еще год? Как определить, готов ли ребенок к поступлению в школу?
- С этим вопросом лучше всего обратиться к педагогам детского сада, а если ребенок детский сад не посещает - к любому детскому психологу. Есть разная готовность к школе - личностная, интеллектуальная, телесная, эмоционально-волевая. И многие родители заблуждаются, когда думают, что первостепенное значение при подготовке ребенка к учебе имеет развитие интеллекта. Я ежегодно провожу собеседования с будущими первоклассниками и вижу, что практически все они прекрасно справляются с заданиями на внимание, мышление, память. Но у многих ребят плохо развита личностная готовность: они не могут вступить в контакт со взрослым, боятся отойти от мамы, не могут общаться со сверстниками. А главное - низкий уровень эмоционально-волевой подготовки. Иногда после простого вопроса "В каком городе ты живешь?" ребенок внезапно начинает капризничать, плакать, нередко тормошить маму: "Почему ты меня не научила?"... Выдержка, решительность, самостоятельность сегодня недостаточно развиты примерно у 30 процентов поступающих в школу.
Сначала - перебирать крупу!
- А этому можно научить ребенка?
- Конечно, такие навыки приходят к ребенку и естественным путем, но систематизировать их должен помочь взрослый. Причем для этого даже не нужно каких-то специальных тренингов или занятий. Одна из лучших площадок для воспитания всех необходимых качеств будущего первоклассника - это супермаркет. Если вы идете в такой магазин с ребенком, обязательно проведите там большой психологический час. Дайте ему корзинку, попросите принести и положить в корзинку две пачки печенья, хлеб. Обсудите, какой хлеб нужен - черный или белый, твердый или мягкий. А сколько это будет стоить? В отделе игрушек остановитесь отдельно: здесь можно провести целую беседу с ребенком, причем он будет делать это с огромным интересом! Здесь же и бытовые сведения, здесь и умение обобщать: отдел называется "Фрукты", а какие фрукты в нем находятся? Здесь же можно попросить ребенка пообщаться с продавцом, спросить у него что-то.
А еще я бы посоветовала родителям с момента поступления ребенка в школу отменить все приказы. Фразу "Пойди сделай!" должны заменить слова "Сделай, пожалуйста". Ведь с поступлением в школу авторитет родителей отходит на второй план, а на его место приходит авторитет учителя. И если ребенок будет видеть, что учитель всегда только просит его что-то сделать, а дома ему приказывают, в семье могут возникнуть проблемы.
- Валентина Федоровна, одна из вечных дилемм - а нужно ли учить ребенка читать, писать и считать перед школой? Одни родители резонно полагают, что это как раз функция школы, другие стараются еще до начала учебы пройти с ребенком чуть ли не весь курс начальных классов...
- Готовить ребенка к систематическому обучению в школе нужно начинать примерно за год до поступления. Прежде всего, нужно учить его читать, потому что школьные программы сейчас очень объемны, и предварительная подготовка поможет первокласснику избежать дополнительного стресса. Кроме того, ребенок к моменту поступления должен свободно выполнять простые арифметические действия в пределах десяти и уметь писать - кстати, на эту характеристику педагоги обращают особое внимание, поскольку она говорит о развитии мелкой моторики руки. Надо обязательно заниматься с ребенком аппликацией, мозаикой, конструкторами, работать с ножницами, даже выполнять "упражнение Золушки" - перебирать смешанные на столе стакан перловки и стакан гречки.
Поработать со шнурками и пуговицами
И безусловно, ребенок должен заниматься чтением! Я бы посоветовала уделять этому по 30 минут в день, поскольку чтение положительно воздействует на все интеллектуальные процессы. А если ребенок читает сказки, то он одновременно развивает еще и эмоционально-волевую сферу. Ассоциируя себя со сказочными героями, он проживает те эмоции, которые в своем возрасте еще не может описать, - грусть, гнев, сострадание, любовь... Я очень сожалею о том, что в наше время стали мало читать сказки. А ведь именно это помогает воспитать в человеке толерантность, избавиться от агрессивности.
- До первого сентября остается немного. Что нужно успеть сделать родителям за это время?
- Прежде всего, позаботиться о введении режима дня. Именно это способствует полноценному отдыху ребенка. Примерно за неделю до начала учебы он должен начать ложиться спать не позднее девяти часов вечера. Желательно, конечно, чтобы ребенок приучился и вставать в семь утра, но при этом бесцельного раннего подъема быть не должно: раз встали - отправляйтесь с ребенком на дачу или на прогулку. Хотя я считаю, можно и дать ребенку выспаться. Главное - вовремя ложиться.
Несколько вечеров надо поработать с ребенком над тем, как он застегивает пуговицы и завязывает шнурки. Если со шнурками дело обстоит совсем плохо, лучше купить обувь на "липучках". В школе "копуш" не любят, а такие вещи очень сильно влияют на самооценку ребенка. Кстати, на подбор одежды надо тоже обратить тщательное внимание. Я не раз замечала, что детей одевают чересчур тепло, в синтетические вещи, а ведь для первоклассников сейчас проводятся подвижные переменки! Старайтесь покупать ребенку все натуральное, в том числе и обувь, чтобы кожа дышала, иначе ему просто будет не до занятий.
С ярким ранцем спокойнее
Отдельно остановитесь на вопросах безопасности. Лучше всего сходить с ребенком в школу до первого сентября, пройти и обговорить его будущий маршрут. Купите ребенку самый яркий ранец: он заметней на дорогах. Научите, кому можно, а кому нельзя открывать дверь, как пользоваться электроплитой или микроволновкой. Многие на время адаптации ребенка к школе нанимают нянечку. Если это слишком дорого, можно договориться со старшеклассницей из той же школы, чтобы она за небольшую плату присматривала за ребенком в школе, провожала домой, помогала с домашним заданием.
- А как эмоционально подготовить ребенка к первому сентября? Может быть, лучше, чтобы не нагнетать волнение, отнестись к началу учебы более обыденно?
- Это тоже неправильно: первое сентября - торжественный момент в жизни и ребенка, и всей семьи. Надо готовиться к нему как к празднику. Хорошо, если на линейку придут не только мама с папой, но и бабушки, дедушки. Но все должно быть приготовлено заранее, чтобы не было никакой спешки. Ведь дети действительно очень волнуются перед этим событием, многие не спят всю ночь, как в известной песне. Главное, повторюсь, чтобы ребенок видел поддержку и внимание родителей, и тогда на этом большом пути все у него получится.
Что должен знать ребенок к школе?
Ответы на эти вопросы ребенок должен знать при поступлении в школу. На каждый ответ на собеседовании отводится по 30 секунд. Полностью готовым к обучению считается ребенок, ответивший на все 10 вопросов.
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой ты живешь?
6. Какой у тебя номер дома и номер квартиры?
7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, а какие домашние? (назвать не менее двух)
8. В какое время года появляются и в какое опадают листья с деревьев?
9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
10. Назови предметы одежды и столовые приборы (не менее трех).
Смотрите также:
- Преподаватель ТГУ Ольга Нагель: "Объединились не в ненависти, а в печали" →
- "Пустые" рецепты →
- Пора свершений →