Молодежь неравнодушна к войне

   
   

Раньше в войну играли во дворах - сегодняшние подростки больше увлечены компьютерными супергероями. Есть ли у школьников интерес к событиям Великой Отечественной? Как изучается война в школе? С этими вопросами мы обратились к Надежде Югансон, учителю истории томской школы N34.

- Намного сократилось количество часов, отведенных на изучение Великой Отечественной войны, - говорит Надежда Васильевна. - Лет десять назад этим событиям отводилось по 10-15 часов, а сейчас всего 8 часов в девятом классе и столько же - в одиннадцатом. Хорошо, что у учителя все же есть возможность "маневра", поэтому лично я в одиннадцатом классе уделяю войне не менее 10 уроков. И вообще я думаю, что освещение этих событий напрямую зависит от учителя, от того, как он сам к ним относится.

У Надежды Васильевны это отношение - самое что ни на есть пристрастное. В декабре исполняется 40 лет школьному музею 79-й Гвардейской дивизии, руководителем которого она является. Здесь действительно есть на что посмотреть: небольшой набор настоящего оружия, среди которого противотанковое ружье и немецкий военный пулемет, военный патефон, личные вещи бойцов - от гимнастерки до кисета, фотографии и документы. Экскурсии для сверстников готовят и проводят сами школьники.

- Что бы сейчас про наших детей ни говорили, к событиям войны они все равно относятся трепетно, - убеждена Надежда Васильевна. - За годы работы я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы ребята с сарказмом отзывались о том времени, по-другому интерпретировали события...

- В последние годы появилось много альтернативных версий военной истории - тот же Виктор Суворов со своими книгами. Что о них думают ваши ученики?

- На самом деле, я очень жалею, что такие противоположные точки зрения на события войны не даются в учебниках. Приходится самой подбирать материал, в том числе и книги Суворова, который, кстати, сильно потряс меня при первом прочтении. Но есть еще и письма участников войны, с которыми переписывается наш музей, и там - совсем другая правда.

- Есть и еще один спорный момент - роль Сталина в Великой Отечественной.

- С этим как раз была связана ситуация, которая произошла совсем недавно: перед 9 мая мы по традиции пригласили пообщаться с ребятами одного из участников войны. Он много говорил о Сталине, о его заслугах, о том, как солдаты за Сталина сражались и умирали. Ребята молча слушали, а потом побежали ко мне: Надежда Васильевна, что же он такое говорил, это же неправда! Дети не отводят Сталину роль человека, благодаря которому была одержана победа. Более того, все чаще при анализе событий они сравнивают его с Гитлером.

- А как ученики относятся к современным фашистам?

- Очень критично. И мне кажется, это напрямую зависит от того, насколько часто они соприкасаются с материалом о войне.

Сами ученики Надежды Васильевны не просто изучают историю войны, но продолжают ее пополнять: записывают истории свих родственников, приносят фотографии и новые экспонаты для музея, а главное - ведут переписку с ветеранами 79-й Гвардейской дивизии. На основе собранных рассказов Надежда Югансон в прошлом году написала небольшую книгу "Мужество сибиряков", которая была издана при поддержке директора 34-й школы Ларисы Никитичны Тарасовой. К 65-летию Победы Надежда Васильевна планирует продолжение - полную историю прославленной дивизии. Соавторами ее произведений неизменно являются школьники. "Я думаю, что когда уйдут последние ветераны, люди все равно будут помнить и чтить этот день, потому что это история нашей страны", - эти слова из сочинения ученика восьмого класса Р. Мамедова вселяют уверенность: равнодушным к событиям войны молодое поколение не станет.

Смотрите также: