Надо ли нам бояться китайцев?

   
   

Тихий голос в телефонной трубке: "Здравствуйте, я - Редькина Светлана Николаевна. В вашей газете напечатано мое письмо. Только я его не писала...".

"Почему вы называете это провокацией?"

За многие годы работы не помню такого поворота сюжета. В редакцию пришло письмо от С.Н. Редькиной (фамилию ее мы тогда не назвали), где она рассказывала о возмутившем ее случае на рынке. (См. публикацию "Россия - наш общий" "АиФ-Томск", N 22 ). Несколько "хорошо одетых китайцев", говорилось в нем, шли, расталкивая прохожих, а одну женщину "толкнули так, что она развернулась на 180 градусов". Из этого элементарного хамского поступка делались горькие и далеко идущие выводы: китайцы-де уже "хозяева жизни, а мы для них "русское быдло", нам не хватает национального самосознания". Дальше шли и вовсе трагичные вопросы: "Почему китайцы здесь, в Томске? Что будет при нашей исконно русской безропотности? Мы же теряем страну..." и.т.д. Как вскоре оказалось, точно такое же письмо, слово в слово, пришло в другую газету.

Это письмо мы попросили прокомментировать ученого-этнолога Элеонору Львову, которая обратила внимание на проявление типичного чувства этнической обиды. "Очень бы хотелось, - сказала тогда Элеонора Львовна, - поговорить об этом с автором письма. Есть ощущение провокации". Мне бы тоже хотелось встретиться с автором. Искать пришлось несколько дней. Под номером дома 179, указанного на конверте, оказалось три девятиэтажки, однако ни в одной из трех в названой адресатом квартире Редькина не проживала.

И вот спустя неделю звонок в редакцию Светланы Николаевны и загадочная фраза "...напечатано мое письмо, но я его не писала. И живу я по другому адресу".

- Все, что написано в письме действительно было, - продолжала женщина, - написано очень хорошо, я бы даже так не сумела. И непонятно, почему вы называете это письмо провокацией.

- А как называть то, что воспользовались вашей фамилией, что копия отправлена в другую газету?

- Я рассказывала про этот случай очень многим, но кто мог написать, не знаю.

- Письмо набрано на компьютере...

- Что вы, откуда у меня компьютер? Я на пенсии, подрабатываю, где удается, муж на инвалидности. Да и знакомых с компьютерами нет... Может, только у одного, он историк... Не знаю, кто написал, но я этому человеку благодарна.

"Гражданская позиция" - стравливать

Я представил себе этого "историка", который не стесняется подставить женщину, подписаться чужой фамилией и указывает неточный адрес, надеясь, что журналисту будет "в лом" таскаться по трем девятиэтажкам, с их темными подъездами, сорванными звонками и отсутствующими номерами квартир. И пытаюсь понять, чем этот трус симпатичнее женщине тех наглых китайцев. Элеонора Львовна Лвова говорила мне, что чувством этнической обиды легко подменить гражданскую позицию. "Гражданская позиция" провокатора - исподтишка натравливать людей разной национальности друг на друга. Сегодня на китайцев, завтра на кого-то другого. И еще. Что если завтра, Светлана Николаевна, этот "историк" за вашей подписью отправит свидетельские показания в милицию, прокуратуру или финансовые обязательства своим должникам?

Сказав это, я вовсе не хочу утверждать, что "китайской проблемы" нет. Есть, и она тем острее, чем дальше на восток. В городах Дальнего Востока и Сибири все больше китайских рынков и чайна-таунов. Вот только китайцы ли в этом виноваты? Вспомним, в начале восьмидесятых годов прошлого века по обе стороны российско-китайской границы бедность была даже не одинакова - китайцы жили беднее. А потом их правительство, в отличие от нашего, нашло вариант экономической политики, которая дала работу десяткам миллионов людей и настолько покрыла мир китайским ширпотребом, что даже американцы махают на национальных торжествах американскими флажками "Made in China".

Не готов утверждать, что, как говорят, уже и внутри японской теле- и видеотехники, сотовых телефонов стоит то же клеймо, но оно точно выбито на моем портативном радио рядом с известной австрийской фирмой.

Привлекательная "политика ширпотреба", активность самих китайцев и их природное трудолюбие быстро превратило пограничные деревни в красивые города, в то время как на российской стороне народ, лишившись привычной государственной поддержки, уже десятилетия спивается, нищает и попадает в зависимость от китайских торговцев. Так за что же их ненавидеть? За то, что не пьют, а работают? За то, что власти наших городов, пользуясь дешевизной рабочей силы и стремясь пополнить бюджет, широко открывают китайцам ворота, не в состоянии найти отечественные источники прибыли? Прошу извинить за повторение этих известных истин, но вопросы давно уже надо было задавать родному правительству, президентам.

Я ничуть не идеализирую китайцев, торгующих в Томске или других городах. Есть среди них, как среди других народов, разные люди. Да разве только в китайцах дело? Таджики сейчас, кроме как в обеих столицах, российский народ не раздражают, потому что они беднее. Но случись завтра объявиться таджикскому Дэн Сяопину, который придумает, как быстро развить экономику, а его трудолюбивый народ заполонит наши рынки чем-то привлекательным и дешевым - будем накрепко запирать границу с Таджикистаном и станем ненавидеть таджиков?

Когда сейчас часто говорят о растущей в обществе ксенофобии, то связывают ее с бедностью, обидным ощущением нищающего населения своей неполноценности и отсутствия перспектив. На самом деле ксенофобия существует и среди обеспеченных людей, она как хроническая болезнь, против которой нет лекарств, и непостижимым образом впитывается "с молоком матери". Однако, когда у людей общее дело, бизнес, националистические настроения отступают. В разгар армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе мне довелось ехать из Омска с бригадой, состоящей именно из армян и азербайджанцев. Они поставляли в Омск продукцию одного из томских заводов. На мой осторожный вопрос, как им удается во время войны между их странами сохранять толерантность, парни только отмахнулись, мол, нас эти разборки не касаются.

То же и в отношении китайской торговли, от которой кормятся и многие россияне. Ругать китайцев дело нехитрое, а вот отказаться от дешевых китайских товаров - вряд ли получится. Выйдите на улицу - во что одето большинство людей? Многие известные марки одежды только разрабатываются на западе, а шьются в Китае. При этом качество товара достаточно высокое, цена соотносима с ценами российских производителей. Сомневаюсь, что кто-то захочет купить дорогую и некрасивую вещь только потому, что она сделана на родине.

Впрочем, Светлана Николаевна твердо сказала мне, что больше никогда к китайцам на рынке не подойдет и ничего у них не купит. Это для нее теперь принцип. Принцип проснувшегося национального самосознания? Или все той же этнической обиды?

Смотрите также: