День защитника Отечества для большинства из нас – священный праздник. С ним мы связываем и понятие патриотизма, и наши идеалы мужественности, и просто возможность признаться в чувствах дорогим мужчинам. Нужен ли такой праздник? Надо ли учить защищать Отечество? Кто и как должен сохранять традиции?
Об этом мы говорим с нашей гостьей – матерью военного летчика, методистом Центра детского творчества с многолетним стажем, членом областной Общественной палаты Алевтиной Новичёнок. Недавно из рук губернатора она получила государственную награду – Памятную медаль «Патриот России».
Всеобщий праздник
– Алевтина Николаевна, как вы сами относитесь к празднику 23 февраля? Считаете ли его своим? Чей он сегодня для россиян?
– А как может относиться к этому дню мать офицера, которая воспитывала своего сына на примерах патриотизма, беззаветной любви к Родине? Пусть это не покажется высокопарным, конечно, с большой любовью и признательностью. Считаю его своим, семейным. Никому не навязываю своего мнения, но считаю, что мужчина, выбравший офицерскую стезю, и сам крепко стоит на ногах, и является надежной защитой для других.
Впрочем, очень даже хорошо, что в общественном сознании этот праздник воспринимается не как «армейский», а как общегражданский, когда мы чествуем всех мужчин, в том числе и детей. Мальчик, воспитанный на уважении к его мужскому началу, наверняка вырастет настоящим защитником, причем не только всего Отечества, но и своей семьи, родных, малой родины.
Тем более что в настоящее время происходит переосмысление исторических событий, да и сами даты трактуются по-разному. Сначала это был День Красной армии, затем – День Советской Армии и Военно-морского флота, а с 1995 года – День защитника Отечества. Кстати говоря, в годы Великой Отечественной войны защитниками были все – и мужчины, и женщины, и старики и подростки. Кто партизанил и воевал, кто лечил и выхаживал раненых и ковал победу в тылу. В нашей семье четверо братьев моей мамы воевали, домой вернулись только трое. Всю войну в партизанском отряде в Белоруссии воевал отец моего мужа. Так что, наверное, для каждого этот праздник – свой.
– Вы занимаетесь военно-патриотическим воспитанием. Насколько оно сегодня востребовано? Нужна ли эта работа?
– Знаете, я и сама, прежде чем увлечься этой работой, прошла непростой путь. Рано осталась без родителей, воспитывалась бабушкой и дедушкой, потом были школа, институт, одновременно работала и училась. Всюду мне попадались люди, как принято говорить, с высокими нравственными идеалами и ответственной гражданской позицией. Я брала с них пример и не стыжусь говорить, что люблю Родину, горжусь своими Героями. Но свою привязанность к героическому прошлому страны я осознала, когда стала целенаправленно заниматься с подростками военно-патриотическим воспитанием.
Сначала я работала в Шегарском райцентре режиссером народного театра, затем в течение пятнадцати лет – завучем по воспитательной работе в средней школе № 2, затем в школе № 36 города Томска.
Именно в Томске я увидела серьезное отношение нашего образовательного ведомства к патриотическому воспитанию и познакомилась с педагогами Алексеем Егоровым и Владимиром Вольфом, победителями областных военно-спортивных соревнований. Мне захотелось распространить опыт их работы и в нашем селе. Но как на это посмотрят родители, дети и педагоги? Анкеты показали, что 70% всех опрошенных положительно относятся к патриотическому воспитанию. Вот тогда я и написала свою первую программу военно-патриотического воспитания. А в ней – и вахта памяти, и месячник военно-патриотического воспитания, и «Зарница», и неделя добра, когда дети помогают ветеранам, и творческие презентации «Дорогами великих битв», и акции «Письмо солдату», и многочисленные конкурсы, посвященные знаменательным и памятным датам России».
Маленькая армия
– Это, наверное, еще и смотр строя и песни?.. И слет юнармейских отрядов?.. Так повеяло советским прошлым!
– Да, и «Зарница», и «Орленок», и смотр строя и песни «Хорош в строю, силен в бою!», и слет юнармейских отрядов-победителей. Мы его провели уже в четвертый раз. От Центра детского творчества в школах района открыли шесть патриотических объединений, и каждый год в программу добавляем новые формы работы с детьми и подростками. Это и бал с вальсом и мазуркой, посвященный победе русской армии в борьбе с Наполеоном, и образовательные мероприятия «Песни великой Победы» и «Актеры – участники Великой Отечественной войны».
Что касается аналогии с советским прошлым: не вижу в этом ничего плохого. Да, был ранее и горн, и барабан, и вынос пионерского или комсомольского знамени, и клятва пионера, комсомольца. Но ведь новое – это хорошо забытое старое – возвращаются к школьникам и клятва, и гимн, и шевроны, и знамя через новую детскую организацию «ЮНАРМИЯ». Можно сколько угодно иронизировать на этот счет, но знаете, когда перед строем, в котором сто ребят, проносят знамя и звучит гимн, то надо видеть лица этих детей – одухотворенные и счастливые. Именно в этот момент и впитывается гордость за гимн, за форму, за Родину, за то, что мы можем! Все эти чувства потом выражаются в их поступках: они идут в военные училища, осознавая, что они мужчины, защитники и должны оправдать надежды.
– А девушки? Есть ли среди них желающие участвовать в таких смотрах?
– Кстати говоря, сегодня девушки также могут поступать в военные училища. У нас в районе уже есть такие примеры из средней школы № 2. И есть школы, в которых очень мало мальчиков, тогда в соревнованиях от школы участвуют девушки, которые стреляют, разбирают и собирают автомат, проходят полосу препятствий и показывают силовую подготовку наравне с мальчиками, и делают это очень хорошо.
– Ваше отношение к армии? К тому, как меняется отношение к службе?
– Оно становится позитивным. Вспомните времена перестройки, когда было столько негатива. Многие откупались, стремились любыми способами «откосить» от армии. Кстати, не хотели учиться, «челноки» были идеалом, а открытие своего магазинчика – смыслом жизни. Сегодня приятно видеть, как изменилось отношение и к образованию, и к армии. Молодежь сама стремится отслужить положенный срок, чтобы затем спокойно делать свою карьеру. На мой взгляд, есть главное – осознание молодыми мужчинами своего предназначения, которые, проходя армейскую школу, приобретают важные жизненные уроки и воспитывают характер.
Мужество вне времени
– А какой он – настоящий мужчина?
– Как бы грубо ни звучало, но мужчину делает женщина, которая рядом с ним. Если она все время говорит, что он защитник, опора, что она за ним как за каменной стеной, то и он будет стремиться соответствовать. А если все время критиковать, то, в конце концов, он надломится.
А понятие настоящего мужчины для каждого своё. Для одной женщины мужчина тот, кто хорошо зарабатывает, может материально обеспечить ее и семью. Для другой – важнее всего верность. Но всегда важно, чтобы мужчина мог постоять за себя, свою девушку, за семью, детей.
– Как мать военного офицера и как педагог, поделитесь, как воспитать настоящего мужчину?
– Родители – пример для детей. Я всегда вела себя честно, как по отношению к родным детям, так и к своим воспитанникам. Старалась с детства объяснять, что сын - мой помощник, защитник, что он должен заниматься делом и помогать мне во всех моих хозяйственных делах. Теперь, к сожалению, в школах физический труд разрешен только с письменного согласия родителей. И что из таких детей вырастет?
Важно быть всегда рядом с детьми, быть им другом. Чтобы они чувствовали, что ими интересуются, что они важны родителям. Тогда доверительные отношения сохранятся на многие годы. Кого-то может удивить, что мать и взрослый сын идут по улице, держась за руки. Так бывает всегда, когда мой сын приезжает ко мне в гости или я приезжаю к нему в Воронеж. А сыну Анатолию 49 лет… Когда-то я водила его за руку, а теперь он, идя по улице, за руку поддерживает меня.
Досье
Алевтина Новичёнок (Шарлаева).
Родилась 1 января 1946 года в поселке Моряковка Томского района. Школ закончила в Нарыме, куда переехали родные. Получив профессию, работала в школе учителем русского языка и литературы, завучем по воспитательной работе. Неоднократный победитель областных конкурсов на лучшую постановку военно-патриотической работы с детьми и подростками». Награждена Юбилейной медалью «70-лет Томской области», Грамотой Министерства образования Российской Федерации, Почетным знаком ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС «Наставник молодежи», Медалью «Ветеран труда» и в 2016 году - Медалью «Патриот России». Имеет сына и дочь.