С любовью к Отечеству

Как воспитать настоящего мужчину?

День защитника Отечества для большинства из нас – священный праздник. С ним мы связываем и понятие патриотизма, и наши идеалы мужественности, и просто возможность признаться в чувствах  дорогим мужчинам. Нужен ли такой праздник? Надо ли учить защищать Отечество? Кто и как должен сохранять традиции? 


Об этом мы говорим с нашей гостьей – матерью военного летчика, методистом Центра детского творчества  с многолетним стажем, членом областной Общественной палаты Алевтиной Новичёнок.  Недавно из  рук губернатора она получила государственную  награду – Памятную медаль «Патриот России».

Всеобщий праздник

– Алевтина Николаевна, как вы  сами относитесь к празднику 23 февраля? Считаете ли его своим? Чей  он сегодня для россиян?
– А как может относиться к этому дню мать офицера, которая воспитывала своего сына  на примерах патриотизма, беззаветной любви к Родине? Пусть это не покажется высокопарным,  конечно, с большой любовью и признательностью. Считаю его своим, семейным. Никому не навязываю своего мнения, но считаю, что мужчина, выбравший офицерскую стезю, и сам крепко стоит на ногах, и является надежной защитой для других.
Впрочем, очень даже хорошо, что в общественном сознании этот праздник  воспринимается  не как «армейский», а как общегражданский,  когда мы чествуем всех мужчин, в том числе и  детей. Мальчик, воспитанный на уважении к его мужскому началу,  наверняка вырастет настоящим защитником, причем не только всего Отечества, но и  своей семьи, родных, малой родины. 
Тем более что в настоящее время происходит переосмысление исторических событий, да и сами даты трактуются по-разному. Сначала это был День Красной армии, затем – День Советской Армии и Военно-морского флота,  а с 1995 года – День защитника Отечества. Кстати говоря, в годы Великой Отечественной войны защитниками были все – и мужчины, и женщины, и старики и подростки. Кто партизанил и воевал, кто лечил и выхаживал раненых и  ковал победу в тылу. В нашей семье  четверо  братьев моей  мамы воевали, домой вернулись только трое. Всю войну в партизанском отряде в Белоруссии воевал отец моего мужа. Так что, наверное, для каждого этот праздник – свой.  
– Вы занимаетесь военно-патриотическим воспитанием. Насколько оно сегодня востребовано? Нужна ли эта работа?
–  Знаете, я и сама, прежде чем увлечься этой работой, прошла непростой путь. Рано осталась без родителей, воспитывалась  бабушкой и дедушкой, потом были школа, институт, одновременно работала и училась. Всюду мне попадались люди,  как  принято говорить, с  высокими  нравственными идеалами и ответственной гражданской позицией. Я брала с них пример и не стыжусь говорить, что  люблю Родину, горжусь своими Героями. Но  свою привязанность к героическому прошлому  страны  я осознала, когда стала целенаправленно заниматься с подростками военно-патриотическим воспитанием.
Сначала я работала в Шегарском райцентре режиссером народного театра,  затем в течение  пятнадцати  лет –  завучем по воспитательной работе в  средней школе № 2, затем в школе № 36 города Томска.
Именно в Томске  я увидела  серьезное отношение нашего образовательного ведомства  к патриотическому воспитанию и познакомилась с педагогами Алексеем Егоровым и Владимиром Вольфом, победителями областных военно-спортивных соревнований. Мне захотелось распространить  опыт их работы   и в нашем  селе. Но как на это посмотрят родители, дети и педагоги?   Анкеты показали, что  70% всех опрошенных  положительно относятся к   патриотическому  воспитанию. Вот тогда я  и написала свою первую программу военно-патриотического воспитания. А в ней – и вахта памяти,  и месячник военно-патриотического воспитания, и «Зарница», и неделя добра, когда дети помогают ветеранам, и творческие презентации «Дорогами великих битв», и акции «Письмо солдату», и  многочисленные конкурсы, посвященные знаменательным и памятным датам России». 

Маленькая армия

– Это, наверное, еще и смотр  строя и песни?.. И слет юнармейских отрядов?.. Так повеяло советским прошлым!
– Да, и «Зарница», и «Орленок», и смотр строя и песни «Хорош в строю, силен в бою!», и слет юнармейских отрядов-победителей. Мы его провели уже в четвертый раз. От Центра детского творчества  в школах района открыли   шесть  патриотических объединений, и   каждый год в программу  добавляем  новые  формы работы с детьми и подростками. Это и бал с  вальсом и мазуркой, посвященный победе русской армии  в борьбе с Наполеоном, и  образовательные мероприятия «Песни великой Победы»  и «Актеры – участники Великой Отечественной войны».  
Что касается аналогии с советским прошлым:  не вижу в этом ничего плохого. Да, был ранее и горн, и барабан, и вынос  пионерского или комсомольского знамени, и клятва пионера, комсомольца.  Но ведь новое – это хорошо забытое старое –  возвращаются к школьникам и клятва, и гимн, и шевроны, и знамя через новую детскую организацию «ЮНАРМИЯ». Можно сколько угодно иронизировать на этот счет, но  знаете, когда перед строем, в котором сто ребят,  проносят знамя и звучит гимн,  то надо видеть лица этих детей –  одухотворенные  и счастливые.  Именно в этот момент и впитывается гордость за гимн, за форму, за Родину, за то, что мы можем! Все эти чувства потом выражаются в их поступках: они  идут в военные училища, осознавая, что они мужчины,  защитники и должны оправдать надежды.  
– А девушки? Есть ли среди них желающие участвовать в таких смотрах?
– Кстати говоря, сегодня девушки также могут поступать в военные училища.  У нас в районе уже есть такие примеры из средней школы № 2.  И  есть школы, в которых очень мало мальчиков,  тогда в соревнованиях  от школы участвуют  девушки, которые стреляют,  разбирают и собирают автомат, проходят полосу препятствий и показывают силовую подготовку  наравне с мальчиками,  и делают это очень хорошо.
– Ваше отношение к армии? К тому, как меняется отношение к службе? 
– Оно становится позитивным. Вспомните времена перестройки, когда было столько негатива. Многие откупались, стремились любыми способами «откосить» от армии. Кстати, не хотели учиться,  «челноки» были идеалом, а  открытие своего магазинчика – смыслом жизни.  Сегодня приятно видеть, как изменилось отношение и к образованию, и к армии. Молодежь сама стремится  отслужить положенный срок, чтобы затем спокойно делать свою карьеру. На мой взгляд, есть  главное – осознание молодыми мужчинами своего предназначения, которые, проходя армейскую школу, приобретают важные жизненные уроки и  воспитывают характер. 

Мужество вне времени

– А  какой он – настоящий мужчина?
– Как бы грубо ни звучало, но мужчину делает женщина, которая рядом с ним. Если она все время говорит, что он защитник, опора, что она за ним как за каменной стеной, то и он будет стремиться соответствовать. А если все время критиковать, то, в конце концов,  он  надломится.
А понятие настоящего мужчины для каждого своё. Для одной женщины  мужчина тот, кто  хорошо зарабатывает, может  материально обеспечить ее и семью.  Для другой – важнее всего верность. Но всегда важно, чтобы мужчина мог  постоять за себя, свою девушку, за семью,  детей. 
– Как мать военного офицера и как педагог, поделитесь, как воспитать настоящего мужчину? 
– Родители – пример для детей. Я всегда вела себя честно, как по отношению к родным детям, так и к своим воспитанникам. Старалась с детства объяснять, что сын - мой помощник, защитник, что он должен заниматься делом и помогать мне во всех моих хозяйственных делах. Теперь, к сожалению,  в школах  физический труд разрешен только с письменного согласия родителей.  И что из таких детей вырастет?
Важно быть всегда рядом с детьми, быть им другом. Чтобы они чувствовали, что ими интересуются, что они важны родителям. Тогда доверительные отношения сохранятся на многие годы. Кого-то может  удивить, что мать и взрослый сын  идут по улице, держась за руки. Так бывает всегда, когда  мой сын приезжает ко мне в гости или я приезжаю к нему в Воронеж. А сыну  Анатолию 49 лет… Когда-то  я водила его за руку, а теперь он, идя по улице, за руку  поддерживает меня.  

Досье

Алевтина Новичёнок  (Шарлаева).  
Родилась  1 января 1946 года в поселке Моряковка Томского района. Школ закончила в Нарыме, куда переехали родные. Получив  профессию, работала  в школе учителем русского языка и литературы, завучем по воспитательной работе.  Неоднократный победитель областных конкурсов на лучшую постановку  военно-патриотической работы с детьми и подростками».   Награждена Юбилейной медалью «70-лет Томской области», Грамотой Министерства образования Российской Федерации, Почетным знаком ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС «Наставник молодежи», Медалью «Ветеран труда»  и в 2016 году - Медалью «Патриот России».  Имеет сына и дочь.

Топ 5 читаемых