Культ предков

Почему растет интерес людей к своей родословной.

Томск всегда отличался своими культурными традициями. Сегодня, несмотря на кризис, это особенно заметно. Растет число читателей библиотек, посетителей музеев, публичных лекций университетских профессоров. Стало многолюднее в храмах всех конфессий в обычные дни, а в религиозные праздники они заполнены до предела. 


Это показали только что прошедшие многочисленные светские и религиозные праздники.  Томичи охотно участвуют в действах связанных с национальными традициями, обрядами, идущими из давних времен. Чем все это вызвано? – такой вопрос мы задали писательнице, старшему научному сотруднику Областного краеведческого музея Татьяне Назаренко. 

Запрос на прошлое 

- На мой взгляд, в российском обществе в целом и, в частности, в Томске растет интерес к прошлому, к своим корням – и, в том числе к духовным традициям предков, - сказала Татьяна Юрьевна. – Я уже двадцать лет работаю в музее и вижу изменения. Если в девяностые годы мне приходилось объяснять на экскурсиях  сутьтрадиций, то сегодня люди, благодаря доступности материалов в печатных изданиях, интернете, ищут более детальную информацию про историю своего города, села, рода, а не общие схемы. Представления о духовности тоже изменились. Мое поколение воспитывалось в традициях светской духовности, но теперь многие мои знакомые и друзья ходят в храмы, соблюдают посты.
Уже четвертый год я занимаюсь исследовательским проектом «Сибиряки вольные и невольные» - об истории крестьянского освоения Сибири. Тема стала популярной, потому что совпала с желанием людей узнать и рассказать историю своего населенного пункта, своей семьи. Вы не представляете, сколько людей в архивах теперь составляют свои родословные. И это в основном не потомки купцов или дворян, это потомки крестьян! 
Заметно, что обычно они помнят 5-6 колен своих предков. Но есть исключения. Например, инженер Геннадий Николаевич Березовский нашел в архивах и восстановил свою родословную до XVII века! Или Галина Филипповна Сосулина,, которая составила родословную своей семьи длиной в 11 поколений! Предок ее в XVIII веке жил в Вышнем Волочке, и она вела поиск не только в Томском, но и в Тверском архиве. Восхищаюсь, поскольку знаю, как это сложно – искать родословные. 

Не прятать «скелеты в шкафу»

- Зачем знать родословную? Людьми движет только интерес или в этом есть какой-то прагматический смысл? 
- Считаю, интерес к истории семьи не случаен. В людях растет понимание, что наша жизнь определена не только сегодняшним днем, но и корнями, о которых, может, мы не всегда знаем, но родовая программа «прописана» в нас. В этом нет никакой мистики: даже если о прошлом в семье не рассказывалось, манера поведения, стиль мышления формируют наше сознание и характер. Молчание вокруг «скелетов в шкафу» ребенок замечает, хотя не понимает, в чем дело, и это формирует комплексы, которые он передает своим детям. А чем больше будет знать, тем больше сможет сознательно работать над своей личной и родовой судьбой. 
Люди моего поколения знают родословную  обычно до прадедов. Если эту информацию зафиксировать – то наши внуки без труда смогут узнать родословную и историю семьи до шестого колена. И если сейчас родословия в 11-15 поколений вызывают удивление, то спустя некоторое время это станет вполне реально.
 - Вообще-то культ предков универсален. Чтобы не происходило, но мысль о том, что предки достойны уважения и должны быть почитаемы, присутствует во всех религиях. И светской духовности эта идея не чужда. В самую атеистическую пору новобрачные несли цветы к памятникам солдат Великой Отечественной! Отдавали дань предкам, которые завоевали им право жизни. Очень важно, что именно в Томске началось движение «Бессмертный полк», поддержанное не только в России, но и во всем мире. В День Победы проход колонны Бессмертного полка – для меня самая волнующая и важная часть праздника. 
Сегодня интерес к прошлому оживился снизу и поддержан системами образования, культуры. Музеи, как институты сохранения памяти, тут оказываются на ключевой позиции. Но не только. На школьных конференциях в Томской области одна из самых популярных тем – моя семья в истории страны. Это прекрасно, что детей нацеливают на изучение истории семьи, профессий предков. Тем самым школьнику дается понимание того, что они были достойными людьми, формировавшими историю страны.  

Сибирь объединяет культуры

- Мы живем в эпоху перемен, которая началась в восьмидесятые годы прошлого столетия. У людей пропало ощущение стабильности. Как «удержать» сегодняшнее быстро текущее время?   
- Думаю, нам опять же поможет осознание того, что наша жизнь не определена только сегодняшним днем, но и нашими корнями, о которых мы не всегда знаем, но которые – через воспитание, через обрывки информации – заложена в нас. Люди пытаются создать свою картину прошлого, своей семьи. Не всегда научно достоверную, но – она часть их чувства собственного достоинства. Я нередко встречаю людей, которые называют себя казаками, говорят: мы пришли сюда с Ермаком, с его атаманами. Им не важен тот факт, что Ермак не дошел до Томска, им важно чувство духовной силы, которая была присуща их предкам. И это чувство может в разы возрасти, если на смену легендам и домыслам придет точное знание, подкрепленное документальными источниками из архивов, знанием исторического контекста, в котором развивалась история семьи. 
Интернационализм советского времени был очень важен. Бывает, что в одном человеке соединяются ветви, которые в прошлом были, что называется, «на ножах» - по религиозным, классовым или иным соображениям. Но все переплавилось и гармонично соединилось. Томск в этом отношении особенно славится давними традициями мирного соседства представителей различных наций и религий. 

Музей или театр?

 - На экскурсиях вы предстаете перед школьниками и взрослыми в разных обличиях. То крестьянка, то революционная комиссарша...   Зачем это нужно?   
- Представьте. Пришли в музей школьники лет 10, и тетенька с указкой в руках говорит им, к примеру, о Столыпинской реформе. Они ничего не поймут, и после этого в музей никогда не придут, убежденные, что в нем скучно. А я выхожу к ним в одежде и образе крестьянки начала ХХ века, встревоженная словами мужа, что надо собираться и ехать в Сибирь. Попутно поясняю ту «свою» жизнь. Мы живем бедно, у нас один сын и много дочерей. Земли мало.  А тут вернулся ходок от «обчества» из Сибири, говорит земли там много, ее бесплатно дают, и проезд бесплатный …Я плачу: продать скотину, могилки предков оставить, старуху мать куда? Сибирь далеко, что с нами там будет? Дети слушают, чувства крестьян им становятся понятней. Или вот, как говорить современным детям о революции 1917 года? И тогда я – «комиссарша», которая тоже расскажет обо всем «по-человечески». Потом, кому надо, до научных фактов сами доберутся. 
 Люди обычно представляют, что музей – это экспозиция или выставки. На самом деле – это комплекс программ, рассчитанных на посетителей от двух лет (да, да – грамотного посетителя надо готовить с детства). Убеждена в этом, потому что именно в детстве меня сюда привел папа. Хоть и был он по образованию химик-ядерщик, но увлекался историей, рассказчиком был очень талантливым, умел доступно все объяснить. Именно он привил мне страсть к прошлому, желание покопаться в родословной. Я ему за это навсегда благодарна.

Досье 

Татьяна Назаренко.
Родилась в городе Северске Томской области. Окончила исторический факультет Томского государственного университета, работала сначала в Северской городской библиотеке и местном музее.  Член Союза писателей России с 2004 года, ее рассказы и сказки публиковались в местных журналах, журнале «Москва» и коллективных сборниках. Она автор повести «Краткий курс обычных судеб», романа  «Минос – царь Крита». Татьяна Юрьевна лауреат Литературных премий «Эврика!», имени  Шишкова, премий мэра Северска  и губернаторского конкурса в сфере образования, науки, культуры.

Топ 5 читаемых