Найти подходящую вакансию бывает не всегда просто. Особенно когда речь идет о соискателе с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в регионе живут около 60 тысяч инвалидов, из них 19,3 тысячи – трудоспособного возраста, но большинство из них не работают.
Высокая планка
О том, какой способ наиболее эффективен в трудоустройстве инвалидов и какие проблемы встают на пути у работников с ограниченными возможностями, говорили на круглом столе «Новые подходы к трудовой занятости инвалидов».
- Перед нами стоит задача в рамках программы «Доступная среда» к 2020 году увеличить уровень занятости инвалидов в области до 40%. Это добавляет к числу работающих еще 3,5 тысячи человек, - говорит начальник областного департамента труда и занятости Светлана Грузных. - Наш ориентир - чтобы уровень трудоустройства был не ниже, чем среди обычных граждан. Здесь очень важно наличие вакансий, как среагирует бизнес, будет ли он заинтересован в том, чтобы создать рабочие места.
Сейчас в нашей области получили работу уже более четырех тысяч инвалидов. А восемь человек из них в этом году открыли собственное дело. Между тем возможности для выхода на работу далеко не исчерпаны. Особенный банк вакансий разнообразен. Требуются как рабочие, так и высококвалифицированные специалисты и инженеры.
Нужно признать, что проблема трудоустройства инвалидов гораздо шире, чем простое нежелание работодателей нанимать особенных сотрудников. Да и не всегда вопрос упирается в финансы и оборудование специальных рабочих мест. Опрос, который был проведен среди неработающих томичей с инвалидностью, показал, что 68 % в трудоустройстве не заинтересованы.
- Мы опросили 5,2 тысячи человек. Среди нетрудоустроенных инвалидов только 1,3 тысячи человек сказали, что хотели бы найти работу. 659 человек готовы пройти курсовое обучение и 297 человек – заняться предпринимательской деятельностью, – добавила Грузных.
Взаимный интерес
Есть здесь и скрытая причина, о которой догадываются чиновники и не хотят лишний раз вслух говорить общественники.
- Сегодня у инвалида, как правило, каждая копейка на счету. А устраиваясь на официальную работу, он теряет льготы, субсидии, которые может получать, не работая или трудясь неофициально, - говорит председатель томского общества инвалидов Ирина Дорохова.
Следовательно, важно, чтобы доход от работы «перекрывал» все эти социальные блага.
Впрочем, и сами инвалиды признают тот факт, что уровень образования у людей с ограниченными возможностями зачастую ниже. У 50% вообще нет профессиональной подготовки. При этом доля имеющих неполное образование - в районе девяти классов - достаточно высока, порядка 30%.
Есть и другая проблема – она связана с социальной неадаптированностью, и идет это из детства. Сначала родители боятся отдать особенного ребенка в обычную школу - «вдруг будут дразнить». А потом - трудности в общении и поиске своего места уже в рабочем коллективе.
- Даже при всех созданных сегодня условиях человеку самому бывает эмоционально сложно в вузе, а затем и на работе, где его окружают посторонние люди, где приходится все время выходить из зоны комфорта, - отмечает Ирина Дорохова.
Нередко причинами таких страхов становятся и изъяны в воспитании, когда человек с самого детства понимает, что он отличается от окружающих.
Как выход из этой ситуации специалисты предлагают вести разъяснительную работу с семьями, где есть особенные дети. А также в службах занятости работают психологи, которые помогают соискателям с инвалидностью адаптироваться к окружающему миру.
- Это должна быть дорога с двусторонним движением. С одной стороны - инвалиды, которые были бы заинтересованы в поиске и устройстве на работу, с другой – социально ответственные предприниматели, готовые организовывать у себя рабочие места, пригодные для людей с особенностями здоровья, - заключил председатель комитета по труду и социальной политике Законодательной думы Томской области Леонид Глок.
Мария Айрапетова