Духовность в довесок?

Можно ли нравственного человека воспитать назиданиями?

Томского поэта  Михаила Андреева знает без преувеличения все страна благодаря песням на его стихи, ставшим поистине народными. Как художнику слова достучаться до сердец читателей, что дает пищу его творчеству? В чем он видит проявление духовности, о которой сегодня так модно говорить и спорить? Об этом мы беседовали с нашим гостем.


Студенты не знают историю города

– Михаил Васильевич, духовность сегодня едва ли не самое модное слово в устах политиков, писателей, даже… депутатов. Причем, если человек ходит в храм – независимо от того, какую религию исповедует, – его как бы автоматически считают духовным.       
– Действительно, тема стала частой в различных ток-шоу на телевидении и в частных беседах. По поводу и без повода. Поговорили о Сирии, Украине, о кризисе – давайте еще о духовности поговорим.  Думаю, что связывать духовность только с религией, посещением храма - это слишком узкое понимание слова и явления. Духовность может проявляться в том, что человек без принуждения сажает цветы, охраняет лес, любит детей и уважает родителей. Духовность – это следствие воспитания, но не назидательных лекций и бесед о нравственности. Скажите, есть духовность в том, что ученику, пришедшему из школы, измученному алгеброй и обществоведением, бабушка говорит: «Иди, внучек, поешь, я тебе таких драников со сметаной напекла, как у нас в деревне делали»? Я думаю – есть, хотя иной ревнитель «чистоты жанра» скривит губы – слишком просто.
Недавно я читал в вашей газете беседу с вузовским преподавателем, который жаловался, что многие даже местные студенты, проучившись в Томске четыре-пять лет, не знают, что город так или иначе связан с именами Пушкина, Радищева, Ганнибала, архитектора Лыгина, писателя Шишкова, старца Федора (по легенде Императора Александра 1), со знаменитыми конструкторами, композиторами, художниками. И подумал о томских тележурналистах Алексее Багаеве и Владиславе Халине. Обоих можно без натяжки назвать патриотами Сибири, певцами и защитниками сибирской тайги, ее заповедных мест. А Багаев вместе с коллегой Денисом Бевзом еще и первопроходцы заброшенного в начале прошлого века Обь-
Енисейского канала, соединявшего в 1885 году Томскую губернию с Красноярским краем. 
Нынче Алексей, знаток истории и архитектуры Томска, водит экскурсии по городу. Объявляет на своем сайте день и час, место сбора. Люди приходят, он ведет их по улицам, рассказывая о всех достопримечательностях, знаменитых личностях разных веков. Вот это я считаю – духовность, воспитание духовности. Она не только в том, чтобы впитать в себя прекрасное, но и делиться им с другими. И представляю, как было бы здорово, если б этому примеру раз в месяц или два следовали профессора, известные ученые литературных, исторических, архитектурных кафедр наших шести университетов.      

Счастливые мгновенья

– Вас называют поэтом-песенником. Это честь или?.. 
– Откровенно говоря, несколько обижает. Я – поэт, у меня вышло 15 книг стихов, хотя я, конечно, понимаю, что меня, в первую очередь,  во всей стране знают как автора песен «Отчего так в России березы шумят», «Тополиный пух, жара, июль», «Трамвай пятерочка» и двадцати пяти  других, которые исполняют от групп «Любэ» и «Корни» «Иванушки» до Софии Ротару и Малинина. Я не пишу по заказу, за исключением последней песни для новой версии фильма «А зори здесь тихие». Просто композиторы читают мои стихи и берут те, в которых слышат мелодию.  
– На томском международном фестивале-конкурсе детского и молодёжного литературного творчества, который сейчас проходит в Томске и  где вы член жюри, одной юной поэтессе ваш коллега посоветовал… искать вдохновение. Спрошу вслед за ней – а как его искать, где?
– Скажу прежде о том, что этот фестиваль, который четвертый раз проводит областная детско-юношеская библиотека, собирает сотни талантливых молодых людей из десятков регионов России и зарубежных стран. И, по-моему, вот он как раз пример конкретного, без громких слов, воспитания духовности скромными работниками библиотеки вместе с местными и столичными писателями, поэтами. Очень важно поддержать молодых людей в начале их творческого пути. Мне повезло, я послал свои первые стихи Бродскому, и он их похвалил, написал предисловие к моей первой книге стихов. Надо ли говорить, какой прилив энергии и желания работать над собой я испытал тогда, получив благословение Мастера. Понял, что надо «привязать ногу к столу» и работать, работать.
А вдохновение… Это загадочное единение души, тела, ума. Оно приходит нежданно и длится не больше четверти часа. Счастье, если оно застанет поэта за рабочим столом перед листом бумаги, а не в кино или на футболе. И он успеет записать идущие от сердца строки нового стиха или продвинуться в прежнем там, где раньше казалось – все, здесь тупик. Вот так было с текстом  одной из моих самых популярных песен «Отчего так в России березы шумят. Отчего  белоствольные все понимают? У дорог, преклонившись по ветру, стоят и листву так печально кидают». Первые две строчки пришли сразу, а потом почти до вечера не удавалось найти продолжение. 
К счастью, вернулось на краткий миг вдохновение. Пришли такие же простые, душевные слова. «Я пойду по дороге – простору я рад! Может, это лишь все, что я в жизни узнаю. Отчего так печальные листья летят. Под рубахою душу лаская?». Ну и последующие строфы… Во время выступления на севере области, выйдя на сцену, услышал шепот из первого ряда: «Смотри, это тот, кто написал «отчего так в России березы шумят». Такое мгновенье дорогого стоит. Один из читателей прислал мне письмо, в котором сказал, что эти стихи, эта песня сливаются в его сознании с образом России…     

Хочу частых встреч с читателем

– Вы удовлетворены своей творческой жизнью, признанием? Что питает вашу творческую энергию? 
– Удовлетворен не полностью. Да, у меня выходят новые книги, меня тепло встречают в районах области на творческих вечерах, мне приятно, что на моем творческом вечере в областном театре на сцену вышел губернатор Сергей Анатольевич Жвачкин и читал мои стихи. Но я хочу быть более востребованным в области и в самом Томске, проводить творческие встречи, общаться с молодыми авторами, выступать на предприятиях. Это зависит от отделов культуры области и города. А я, повторяю, готов…Что касается творческой энергии – наверное, это слишком громкие слова. Я вот часто бываю в  Тимирязево – пригороде Томска. Там есть очень красивый ельничек. В нем по-особому свис-
тят (будто поют)  рябчики. Так величаво сидят на замерзших березах, и в тишине раздается их мелодичный свист…          
– В школы вернули сочинение. Это правильно?
– Думаю, да. Но меня больше тревожат постоянные разговоры и требования о необходимости отменить ЕГЭ. Этого делать нельзя. Во-первых, это опять потребует двойных экзаменов – выпускных в школе и приемных в вузе. А значит колоссальных, вредных нагрузок на нервную систему детей. И масса выпускников из провинции, из сельской местности потеряют возможность поступать в университеты. Мы же помним как в прошлом их «срезали» при попытках поступить на престижные специальности.    
Соломон Выгон

Топ 5 читаемых