Томского поэта Михаила Андреева знает без преувеличения все страна благодаря песням на его стихи, ставшим поистине народными. Как художнику слова достучаться до сердец читателей, что дает пищу его творчеству? В чем он видит проявление духовности, о которой сегодня так модно говорить и спорить? Об этом мы беседовали с нашим гостем.
Студенты не знают историю города
– Михаил Васильевич, духовность сегодня едва ли не самое модное слово в устах политиков, писателей, даже… депутатов. Причем, если человек ходит в храм – независимо от того, какую религию исповедует, – его как бы автоматически считают духовным.
– Действительно, тема стала частой в различных ток-шоу на телевидении и в частных беседах. По поводу и без повода. Поговорили о Сирии, Украине, о кризисе – давайте еще о духовности поговорим. Думаю, что связывать духовность только с религией, посещением храма - это слишком узкое понимание слова и явления. Духовность может проявляться в том, что человек без принуждения сажает цветы, охраняет лес, любит детей и уважает родителей. Духовность – это следствие воспитания, но не назидательных лекций и бесед о нравственности. Скажите, есть духовность в том, что ученику, пришедшему из школы, измученному алгеброй и обществоведением, бабушка говорит: «Иди, внучек, поешь, я тебе таких драников со сметаной напекла, как у нас в деревне делали»? Я думаю – есть, хотя иной ревнитель «чистоты жанра» скривит губы – слишком просто.
Недавно я читал в вашей газете беседу с вузовским преподавателем, который жаловался, что многие даже местные студенты, проучившись в Томске четыре-пять лет, не знают, что город так или иначе связан с именами Пушкина, Радищева, Ганнибала, архитектора Лыгина, писателя Шишкова, старца Федора (по легенде Императора Александра 1), со знаменитыми конструкторами, композиторами, художниками. И подумал о томских тележурналистах Алексее Багаеве и Владиславе Халине. Обоих можно без натяжки назвать патриотами Сибири, певцами и защитниками сибирской тайги, ее заповедных мест. А Багаев вместе с коллегой Денисом Бевзом еще и первопроходцы заброшенного в начале прошлого века Обь-
Енисейского канала, соединявшего в 1885 году Томскую губернию с Красноярским краем.
Нынче Алексей, знаток истории и архитектуры Томска, водит экскурсии по городу. Объявляет на своем сайте день и час, место сбора. Люди приходят, он ведет их по улицам, рассказывая о всех достопримечательностях, знаменитых личностях разных веков. Вот это я считаю – духовность, воспитание духовности. Она не только в том, чтобы впитать в себя прекрасное, но и делиться им с другими. И представляю, как было бы здорово, если б этому примеру раз в месяц или два следовали профессора, известные ученые литературных, исторических, архитектурных кафедр наших шести университетов.
Счастливые мгновенья
– Вас называют поэтом-песенником. Это честь или?..
– Откровенно говоря, несколько обижает. Я – поэт, у меня вышло 15 книг стихов, хотя я, конечно, понимаю, что меня, в первую очередь, во всей стране знают как автора песен «Отчего так в России березы шумят», «Тополиный пух, жара, июль», «Трамвай пятерочка» и двадцати пяти других, которые исполняют от групп «Любэ» и «Корни» «Иванушки» до Софии Ротару и Малинина. Я не пишу по заказу, за исключением последней песни для новой версии фильма «А зори здесь тихие». Просто композиторы читают мои стихи и берут те, в которых слышат мелодию.
– На томском международном фестивале-конкурсе детского и молодёжного литературного творчества, который сейчас проходит в Томске и где вы член жюри, одной юной поэтессе ваш коллега посоветовал… искать вдохновение. Спрошу вслед за ней – а как его искать, где?
– Скажу прежде о том, что этот фестиваль, который четвертый раз проводит областная детско-юношеская библиотека, собирает сотни талантливых молодых людей из десятков регионов России и зарубежных стран. И, по-моему, вот он как раз пример конкретного, без громких слов, воспитания духовности скромными работниками библиотеки вместе с местными и столичными писателями, поэтами. Очень важно поддержать молодых людей в начале их творческого пути. Мне повезло, я послал свои первые стихи Бродскому, и он их похвалил, написал предисловие к моей первой книге стихов. Надо ли говорить, какой прилив энергии и желания работать над собой я испытал тогда, получив благословение Мастера. Понял, что надо «привязать ногу к столу» и работать, работать.
А вдохновение… Это загадочное единение души, тела, ума. Оно приходит нежданно и длится не больше четверти часа. Счастье, если оно застанет поэта за рабочим столом перед листом бумаги, а не в кино или на футболе. И он успеет записать идущие от сердца строки нового стиха или продвинуться в прежнем там, где раньше казалось – все, здесь тупик. Вот так было с текстом одной из моих самых популярных песен «Отчего так в России березы шумят. Отчего белоствольные все понимают? У дорог, преклонившись по ветру, стоят и листву так печально кидают». Первые две строчки пришли сразу, а потом почти до вечера не удавалось найти продолжение.
К счастью, вернулось на краткий миг вдохновение. Пришли такие же простые, душевные слова. «Я пойду по дороге – простору я рад! Может, это лишь все, что я в жизни узнаю. Отчего так печальные листья летят. Под рубахою душу лаская?». Ну и последующие строфы… Во время выступления на севере области, выйдя на сцену, услышал шепот из первого ряда: «Смотри, это тот, кто написал «отчего так в России березы шумят». Такое мгновенье дорогого стоит. Один из читателей прислал мне письмо, в котором сказал, что эти стихи, эта песня сливаются в его сознании с образом России…
Хочу частых встреч с читателем
– Вы удовлетворены своей творческой жизнью, признанием? Что питает вашу творческую энергию?
– Удовлетворен не полностью. Да, у меня выходят новые книги, меня тепло встречают в районах области на творческих вечерах, мне приятно, что на моем творческом вечере в областном театре на сцену вышел губернатор Сергей Анатольевич Жвачкин и читал мои стихи. Но я хочу быть более востребованным в области и в самом Томске, проводить творческие встречи, общаться с молодыми авторами, выступать на предприятиях. Это зависит от отделов культуры области и города. А я, повторяю, готов…Что касается творческой энергии – наверное, это слишком громкие слова. Я вот часто бываю в Тимирязево – пригороде Томска. Там есть очень красивый ельничек. В нем по-особому свис-
тят (будто поют) рябчики. Так величаво сидят на замерзших березах, и в тишине раздается их мелодичный свист…
– В школы вернули сочинение. Это правильно?
– Думаю, да. Но меня больше тревожат постоянные разговоры и требования о необходимости отменить ЕГЭ. Этого делать нельзя. Во-первых, это опять потребует двойных экзаменов – выпускных в школе и приемных в вузе. А значит колоссальных, вредных нагрузок на нервную систему детей. И масса выпускников из провинции, из сельской местности потеряют возможность поступать в университеты. Мы же помним как в прошлом их «срезали» при попытках поступить на престижные специальности.
Соломон Выгон