С большим интересом прочитал в вашей газете беседу с председателем Асиновского райпотребсоюза Олегом Громовым о том, как в районе ведут заготовку даров леса – грибов, ягод, кедрового ореха – «дикоросов», как их называют на селе.
Особенно взволновала меня та часть беседы, где высказываются предложения о том, как развивать это направление сельского хозяйства и приоритетным называется пчеловодство, в котором наша область десятки лет в прошлом веке была одной из лучших в Советском Союзе и по количеству и по качеству меда. Дело в том, что я более тридцати лет занимался пчеловодством, а в начале восьмидесятых три года возглавлял областное общество пчеловодов.
С неба… на землю
Вообще-то по профессии я был военным летчиком, служил на Дальнем Востоке, летал на ИЛ-28, чудесный самолет, о котором до сих пор мечтаю. Но в конце пятидесятых годов нашу армию стали сотрясать всевозможные перемены – то она была нужна, то не нужна. Коснулись они и авиации, «наверху», видимо, рассудили, что она не очень нужна, потому что есть ракеты. Пошли сокращения попал под них и я.
Представьте – молодой, здоровый мужик оказался «на гражданке» без профессии… Какое-то время был на Томском электромеханическом заводе «ночным директором», потом еще пару мест сменил и понял: не по мне временные работы, надо искать постоянную. А еще на службе однажды купил – тогда сам не понял зачем – учебник пчеловодства. И вот вспомнил о нем, вчитался и решил, вместе с еще одним отставником, заняться пчеловодством.
Купили по четыре улья формы «дадан», нашли место для пасеки близ деревни Лоскутово. Дело оказалось очень трудным, собирали мы всего по 20-30 килограммов меда, что для пасеки считается очень малым. Мучились лет пять, пока я однажды, вновь перечитав учебник пчеловодства, сообразил, что ульи эти рассчитаны для Белоруссии, ее климата и трав. Там пчелы работают, как мы говорим, 4–5 месяцев, а у нас в Сибири – 1,5 –2 месяца. Тогда мы закупили многокорпусные ульи (оказалось, что в них пчелы чувствуют себя лучше, не болеют), и дело пошло. Мы стали получать по 80–100 килограммов с улья, а мне в последние годы работы удавалось собирать по 125 килограммов…
Полезные советы
Потому я и обратился в газету, чтобы дать томским пчеловодам несколько советов из своего многолетнего опыта. Во-первых, сменить «даданы» на многоярусные ульи. Делать ульи из древесины хвойных горельников. Размещать пасеки в местах, где растет любимый пчелами кипрей, с которого во время цветения нектар, что называется, капает.
И самое главное – не бойтесь начать заняться пчеловодством в любом возрасте, мой пример говорит о том, что это возможно и выгодно. При условии, конечно, что местные власти будут помогать, хотя бы организовать вывоз с пасек сотен килограммов этого вкусного и полезного продукта. Если кому-то нужны другие советы, я готов их дать, в редакции есть мой телефон.
Вениамин Буцков, Томск