Почему тема Великой Отечественной не «отпускает» зрителей. Война, Отечество, патриотизм – эти понятия обретают новую духовную ценность. Особенно это заметно в литературном, художественном, театральном творчестве. На эту тему появляются новые книги, ставятся новые фильмы и спектакли. Томские театры тоже все чаще обращаются к этой теме.
Почему зрители идут на военные спектакли? Как представлена война на театральных подмостках – об этом мы говорим с заведующей литературной частью Томского областного театра драмы, Заслуженным работником культуры Марией Смирновой.
- Мария Марковна, спектакли о войне идут сейчас во всех театрах нашего города. И томичи проявляют к ним большой интерес. Как вы думаете, с чем это связано?
- У томского зрителя отношение к теме Великой Отечественной войны особо трепетное. Во-первых это, конечно, родственники, дети и внуки тех, кто воевал и не вернулся с фронта. Кроме того, наш маленький город со 150 тысячным населением, с первых дней войны принял и обогрел более 50 тысяч рабочих, инженеров и членов их семей. Здесь было размещено сорок промышленных предприятий и три военных училища. Наконец, в Томске было открыто несколько крупных госпиталей, где всю войну лечили раненых. Словом у нас нет семьи, где не хранится святая память о войне и защитниках Отечества. Не случайно патриотическое движение «Бессмертный полк», ставшее всероссийским, родилось в Томске.
Породнились с белорусами
– Почему именно Томский драматический театр отводит теме войны особое место?
– Так сложилось исторически. В самом начале войны Томский театр имени Луначарского перебазировали в Кемерово. А в Томск вскоре прибыл коллектив Первого Белорусского ордена Трудового Красного Знамени драматический театр, которого война застала на гастролях в Одессе. И Томск радушно принял прибывших, предоставил им свое театральное здание.
Свой первый сезон Белорусский театр начал героической драмой Кондрата Крапивы «Партизаны» о гражданской войне. Выезжали на предприятия, в томские госпитали, на село во время посевной и уборочной кампаний… С тех пор мы творчески породнились с белорусами. В год сорокалетия Победы с большим успехом прошли обменные гастроли Томского областного и Минского театров драмы. Они сопровождались интересными и трогательными встречами с прошлым. И ещё дважды белорусский театр побывал в нашем городе, представляя свою знаменитую «Павлинку», поставленную именно в Томске в 1944 году.
С войны – на сцену
– Среди актеров Томской драмы было немало фронтовиков, которым не надо было объяснять, что такое война…
– Да. И это давало всему составу труппы, игре актеров особую искренность, которую чувствовал зал. Например, актрисе Людмиле Долматовой (впоследствии она получила звание Народной артистки РСФСР) как раз в 1941 году исполнилось семнадцать, и она вместе с одноклассниками пошла в райком комсомола – проситься на фронт. В 1942-м Людмила Ивановна стала бойцом зенитно-артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны. В 1943 году на фронте она познакомилась со своим будущим мужем – Виталием Александровичем Коняевым. Победа застала их в Риге, они хотели в это же знаменательный день «расписаться», но в честь праздника ЗАГС был закрыт. Пришлось регистрироваться 10 мая. Кстати, Коняев, впоследствии режиссер томского театра, участвовал еще и в войне с Японией.
Сергей Александрович Королев, родом из Кожевниковского района нашей области, воевавший в 1-м Гвардейском корпусе на 3-м Украинском фронте, кавалер боевых орденов и медалей, после войны стал заведующим музыкальной частью. За пятьдесят с лишним лет службы в томском театре Королев музыкально оформил более 150 спектаклей, к 80 из них сам написал музыку. Много лет работал на томской сцене актер Владимир Семенов, в юности, на войне – матрос торпедного катера. При постановке пьес на военную тему они были лидерами, экспертами для молодого поколения артистов.
Без фанфар
– Как в современных спектаклях о войне избежать ложного пафоса, или, как говорят на театре, «датскости» темы?
– Принимаясь за такую масштабную работу, театру очень важно найти общий язык со зрителем, не пойти по пути создания «датского» спектакля, к которому после отмеченной даты исчезнет интерес. Во многом искренности тона спектаклей помогает хороший творческий контакт с авторитетными томичами. Когда мы готовили к постановке спектакль «От равнины до равнины через три реки» по пьесе известного томского писателя Владимира Костина, создавшего произведение во многом документальное, то накануне репетиций в театре провели «круглый стол». Главной темой стало выяснение взгляда на войну у разных поколений.
На обсуждении прозвучала важная мысль о том, что особые отношения людей в военные годы продиктованы не только исключительной ситуацией. Война выявляла по-настоящему достойных людей, лидеров. О своем восприятии войны говорили люди, знавшие о ней не понаслышке, и юные томские студентки, – эти знания пришли к ним от дедушек и бабушек. Обсуждение показало, что представители разных поколений воспринимают Великую Отечественную войну как важную часть личной истории.
Стать на место героини
– А как сами актеры «проживают» свои военные роли?
– Совсем близкая по времени история. Молодой драматург из Белоруссии предложил театру пьесу «Дожить до премьеры». По сюжету пьесы молодые актрисы играют… актрис, получивших роли в спектакле о войне, и пытаются своим, порой странным путём пробиться к подлинному понятию народной войны. Им надо прочувствовать через что проходят их героини-партизанки…
И Вера отключает дома воду и свет, кормит богатого и любящего мужа картошкой в мундире, пайкой хлеба в 175 граммов. Катя тоже испытывает «страшные» лишения. Перестает ходить в кафе, солярий, парикмахерскую, моет голову хозяйственным мылом. В азартном постижении ролевого материала актрисы доходят до крайностей смешных на сегодняшний взгляд. Тем не менее, они относятся к поведению своих персонажей с большим пониманием.
– Недавно ваш театр представил новую премьеру, пьесу, которая так и называется «Война». Правда, она о другой войне и автор – шведский драматург Ларс Нурен. Чем объяснить этот выбор?
– В этой пьесе просматриваются черты в свое время потрясшего Европу балканского кризиса. Глава семьи возвращается с войны домой, где его никто уже не ждет. Он потерял зрение, по сути, одинок. Да и все персонажи пьесы морально искалечены не меньше. Война рядом живущих народов всегда разделяет бывших близких друзей и даже членов одной семьи по разные стороны. Она несет не только разрушения домов, но и разрушения личностей.
Однако, несмотря на трагическую тему, некоторые зрители утверждали, что спектакль имеет нужный психотерапевтический эффект. Они вспоминали недавние события на Украине. Томск принял не одну тысячу беженцев из Донбасса. Печально об этом говорить, но думаю, что тема войны снова и снова будет возникать на сцене… пока она возникает жизни.