Ответственность за нарушение правил дорожного движения для автомобилистов серьезнее, чем для пешеходов или пользователей СИМ (средство индивидуальной мобильности). За аварию с пострадавшими автомобилист может попасть в тюрьму, однако в России много аварий происходит по вине пешеходов. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил штрафовать пешеходов, выходящих на проезжую часть со смартфоном в руке.
Дорожно-транспортные происшествия входят в десятку основных причин смертности в России. По данным ГИБДД, в 2021 году в стране произошло более 120 тысяч аварий, в которых пострадали порядка 150 тысяч человек. Погибло более 13,5 тысяч человек. В ДТП со смертельным исходом как правило обвиняют автомобилистов, но часто аварии случаются и не по их вине.
Согласно статистике МВД, почти 40% ДТП происходит по неосторожности пешеходов. Две трети людей погибли на дорогах по собственной невнимательности. Согласно последним исследованиям о роли гаджетов в жизни россиян, среднестатистический гражданин проводит более 4 часов в день в смартфоне. И далеко не всегда это рабочая необходимость — чаще они читают новости, «залипают» в соцсетях, переписке в мессенджерах или играх. Многие пешеходы не убирают смартфон на улице — даже если собираются переходить дорогу.
Связь между использованием мобильных телефонов и ростом дорожно-транспортных происшествий была доказана уже более 20 лет назад. Теперь в России автомобилистов штрафуют, если они отвлекаются на смартфон во время вождения. Для пешеходов таких ограничений нет.
На это обратил внимание Дмитрий Давыдов. В своем проекте «20 идей» он предложил штрафовать тех, кто выходит на на дорогу с телефоном в руках. Это будет распространяться на пешеходов, самокатчиков, велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности. Реализация этой идеи не требует финансирования, но необходима законодательная поддержка.
Эффективность данного подхода ни раз была доказана другими странами.К примеру, в Китае ученые обнаружили, что пользователи смартфонов в два раза чаще нарушают правила дорожного движения, чем те, кто убирает телефон, когда переходят дорогу. Исследователи также отметили, что 20% пешеходов начинают поздно переходить дорогу, если смотрят в свой телефон, при этом идут медленнее. Кроме того, около 60% пользователей смартфонов переходят дорогу, не оглядываясь по сторонам.
В связи с этим в Китае начали бороться с использованием смартфонов пешеходами. В 2019 году ввели штрафы до 50 юаней (около 400 рублей) для тех, кто переходит дорогу со смартфоном. В Литве аналогичное правонарушение оплачивается с 2018 года, и сумма штрафов там значительно выше — до 40 евро (2,2 тысячи рублей).
Штрафуют и и пользователем СИМ. Например, в Нидерландах велосипедистов штрафуют на 95 евро (почти 5,5 тысячи рублей) за езду с телефоном в руках. В Израиле - на 1000 шекелей (около 15 000 рублей). В Германии за такое нарушение требуется заплатить 55 евро (3000 рублей), в Бельгии — 110 евро (более 6000 рублей) и в Дании — 1000 крон (2,2 тысячи рублей).
В интервью «Фонтанке» автоэксперт Владимир Виноградов заявил, что идея ввести штрафы для пешеходов со смартфонами может действительно изменить картину дорожно-транспортных происшествий. Более того, это будет справедливо.
«Нельзя всю вину за все аварии на дорогах возлагать только на водителей и предъявлять требования только к ним», - отметил эксперт.
Еще один эксперт Дмитрий Славнов отметил, что автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому пешеходам категорически нельзя расслабляться на дорогах.
«Как машина поведет себя – неизвестно. У нее могут отказать тормоза, или водителю вдруг станет плохо, а здесь пешеход, который идет, смотрит в гаджет и не видит вокруг ничего. А если он при этом еще надел наушники и капюшон, то и не слышит, как ему сигналят, и смотрит только прямо перед собой», – отметил Славнов.
Как уверены эксперты, штрафы для пешеходов за использованием смартфонов необходимы.
В конце прошлого года с предложением ввести аналогичные штрафы для пешеходов в России Дмитрий Давыдов обратился в Совет Федерации и МВД, а также в Минюст РФ.
Заместитель директора Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства В.В. Николаева в ответ на обращение отметила, что Департамент внимательно изучил информацию, указанную в обращениях, и принял ее к сведению.
Замначальника Управления организационного обеспечения аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ И.В. Харламова сообщила, что в Совфеде рассмотрели обращение Дмитрия Давыдова и перенаправили его в МВД России.
Начальник отдела по работе с обращениями граждан МВД России А.Е. Горюнова сообщила, что данные предложения рассмотрены в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в пределах компетенции и приняты к сведению. Также в ведомстве поблагодарили Дмитрия Давыдова за активную гражданскую позицию.
Автор инициативы поблагодарил Совет Федерации, Министерство юстиции и Министерство внутренних дел за изучение и принятие к сведению предложений относительно введения штрафов за использование смартфонов пешеходами, велосипедистами и пользователями СИМ и добавил, что аварии с пешеходами остаются одной из самых частых причин гибели россиян на дорогах. В 2021 году при наезде на пешеходов погибли 3 767 человек и 33 233 человека получили травмы. Каждый четвертый человек, погибший на дорогах, — сбитый пешеход. При этом 2 559 смертей (или 68%) произошли по вине пешеходов и 1 614 (или 32%) — по вине водителей. В то же время в других странах это число намного ниже, например, в Японии погиб в это же период погиб 941 пешеход, а в Италии таких случаев было около 3,5 тысяч. Если принять во внимание корректировку численности населения, то в России эта цифра примерно в 3,5-4 раза выше.
Также он подчеркнул, что эта статистика во многом является результатом низкой сознательности населения. Пешеходы недооценивают опасность нарушения правил и риски отсутствия концентрации на дороге, а существующих административных мер воздействия на них явно недостаточно.
Повышение внимательности пешеходов может быть одним из способов уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Поскольку смартфоны являются главным отвлекающим фактором в современном обществе, Дмитрий Давыдов предложил законодательно запретить их использование на дороге и при попытке ее перейти.
Это ожидаемо приведет к пониманию важности соблюдения мер предосторожности не только водителями, но и остальными участниками дорожного движения. Автор надеется, что его предложение будет поддержано законодательно.
Напомним, ранее автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов выступил с предложением сделать в стране новые меры борьбы с вредными продуктами.