Томск, город с богатой историей и уникальной атмосферой, сегодня сталкивается с вызовами, которые не видны на первый взгляд. Пока жизнь в городе течет своим чередом, многие томичи, особенно молодежь, все глубже погружаются в цифровое пространство. Чем опасно это погружение и как соцсети незаметно перекраивают наше восприятие реальности? На эти вопросы для «АиФ-Томск» ответил врач-психиатр Иван Шакиров.
Дофаминовая ловушка: почему дети не могут оторваться от экрана
Улицы наполняются школьниками, и все чаще их можно увидеть с телефонами в руках, не отрываясь от коротких ярких роликов. Они смотрят их по дороге в школу, в транспорте, за едой. Кажется, что виртуальный мир затягивает их сильнее, чем происходящее вокруг. Врач рассказал, почему школьник не могут вернутся в «офлайн» измерение.
«Речь идет о механизме так называемого „быстрого дофамина“. Дофамин — это нейромедиатор, связанный с вознаграждением и предвкушением удовольствия. Короткие вертикальные видео, которые длятся 15-30 секунд, клиповый монтаж, постоянная смена кадров и сюжетов — это прямая инъекция дофамина в мозг», — рассказал Шакиров.
Родители и педагоги бьют тревогу: ребенка невозможно «оторвать», он становится раздражительным, нетерпеливым, а на предложение почитать книгу или сходить в музей реагирует скукой или раздражением. Проблема давно перестала быть просто «увлечением гаджетами» и перешла в плоскость нейробиологии.

«Ребенку не нужно прилагать усилия, чтобы получить награду — она приходит сама, быстро и регулярно. Мозг привыкает к этому ритму, и ему становится скучно в реальном мире, где для получения удовольствия нужно потрудиться: прочитать книгу, решить задачу, просто дослушать собеседника. Формируется зависимость, схожая с любой другой. Родители должны понимать, что это не просто „увлечение“, это физиологическое перепрограммирование нейронных связей», — пояснил психиатр.
Культ успеха: как блогеры воспитывают поколение неудачников
Прокручивая ленту в социальных сетях, молодые томичи ежедневно видят отполированные до глянца жизни инфлюенсеров. Идеальные путешествия, безупречные отношения, дорогие покупки, тела без изъяна. Этот бесконечный поток картинок чужого успеха формирует особое восприятие мира.
«Соцсети создают искаженное окно в реальность. Мы видим не жизнь, а ее тщательно срежиссированный и отредактированный хайлайт. Мозг подростка, чья личность еще не сформирована, не отделяет эту картинку от действительности. Возникает „синдром самозванца“ — ощущение, что ты обманываешь всех и себя, потому что не соответствуешь „норме“», — рассказал Иван Шакиров.

Подсознательно у подростка или молодого человека формируется установка: «Так живут все. А я — нет». Он не видит за этими кадрами кредитов, монтажа, работы целой команды и простых человеческих проблем. Он видит только готовый результат, на фоне которого его собственная жизнь кажется серой и незначительной.
«У девушек это часто выливается в недовольство своей внешностью и расстройства пищевого поведения. У юношей — в кризис идентичности. Их воспитывают ролики о „сигма-самцах“ и „альфа-статусе“, создавая завышенные, часто абсурдные требования к образу „настоящего мужчины“. В итоге мы получаем поколение крайне неуверенных в себе молодых людей и девушек, которые вместо того, чтобы строить свою реальную жизнь, тратят силы на попытки дотянуться до несуществующего идеала», — отметил специалист.
Иллюзия близости: чем опасна доступная порнография для отношений
Отношения между мужчиной и женщиной — одна из самых сложных сфер жизни, требующая эмпатии, терпения и взаимного уважения. Однако сегодня на смену живому, порой неловкому, но настоящему опыту познания друг друга приходят готовые шаблоны.
«Порнография создает абсолютно нереалистичные ожидания от интимной близости. Она демонстрирует отношения, лишенные эмоциональной связи, уважения и согласия в том виде, в котором оно существует в здоровой паре. Молодые люди, особенно не имеющие достаточного опыта, начинают воспринимать эти сценарии как норму», — рассказал Иван Шакиров.

Порноиндустрия, ставшая как никогда доступной благодаря интернету, активно формирует сексуальную культуру молодежи, предлагая упрощенные и часто деструктивные модели поведения. Это влияние уже перестало быть маргинальной темой и обсуждается на уровне психологов и врачей.
«Для юношей это выливается в непонимание механизмов возбуждения и удовлетворения партнерши, в восприятие женщины как объекта. Для девушек — в чувство обязанности соответствовать навязанному образу и в стыд за свою „неидеальность“. Это „убивает“ нормальные, здоровые отношения на корню. Вместо исследования и открытия партнера, молодые люди пытаются воспроизвести выдуманную схему, и когда она не срабатывает в реальности, это приводит к фрустрации, обидам, потере доверия», — пояснил психиатр.
Что делать?
Цифровизация — не зло, а данность современного мира. Запретить соцсети и интернет невозможно и не нужно. Однако, как подчеркивает Шакиров, ключевая задача для родителей, педагогов и всего общества — это формирование цифровой гигиены и критического мышления.
«Нужно говорить с детьми и подростками на эти темы открыто, — резюмирует психиатр. — Объяснять, как устроен контент, который они потребляют, какие механизмы манипуляции в нем заложены. Важно помогать им выстраивать прочные связи в реальном мире: через общие хобби, спорт, живое общение».

Томск, с его мощным научным и образовательным потенциалом, может стать площадкой для просветительских программ, которые помогут молодежи в новом, гибридном мире, где виртуальное и реальное тесно переплетены. И первый шаг к этому — осознание проблемы, которая касается каждого из нас.