aif.ru counter
17.10.2018 10:33
54

Заправки заплатят. Как изжить массовый обман потребителей?

В 2019 году в России могут ввести оборотные штрафы для АЗС за недолив топлива. По словам озвучившего эту идею главы Минпромторга Дениса Мантурова, введенные ранее оборотные штрафы за плохое качество топлива существенно улучшило ситуацию. Эксперты считают, что в борьбе с недоливом наказывать АЗС рублем может быть недостаточной мерой.

Оборотные штрафы

Выступая на заседании госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что оборотные штрафы для российских АЗС за недолив топлива могут быть введены в 2019 году.

Он рассказал журналистам, что госкомиссия одобрила законопроект о введении оборотных штрафов и в ближайшее время он будет согласован с другими ведомствами.По словам министра, законопроект собираются внести в Госдуму в осеннюю сессию, но он не исключил, что это может произойти и в весеннюю сессию.

«С учетом практики, потребуется время для переходного периода. Я думаю, что с 1 января 2019 года — это самый ранний период, когда он будет введен. Возможно, это будет в середине следующего года», — указал Мантуров.

Также министр отметил, что в последнее время наблюдается снижение числа нарушений в части качества топлива. По его словам, именно введение оборотных штрафов оказалось эффективным методом по борьбе с нарушениями.

«Мы уже видим только за работу первого полугодия, что объем наложенных штрафов составил более 40 миллионов рублей. И выявленных нарушений существенно меньше, с 40% снизились до 14%», — сказал Мантуров.

Наказание никого не пугает

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин заявил, что оборотные штрафы не являются самым действенным методом по борьбе с недоливом топлива.

«Есть более эффективный способ борьбы с контрафактом. Это аналог системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), где прослеживается вся цепочка движения нефтепродукта: от переработки до конечного потребителя. Именно эту систему мы неоднократно предлагаем для введения. Даже выступили с инициативой сделать пилотный вариант в Санкт-Петербурге.

Введение оборотных штрафов — опять же удар по конечному элементу. Это «занесение хвостов», но не решение проблемы как таковой», — считает Ашихмин.

Эксперт отмечает, что наблюдающееся в последнее время падение рентабельности топливного бизнеса не является причиной обмана конечных потребителей. Такая ситуация наблюдалась и раньше, когда бизнес владельцев заправок был куда прибыльнее. По его словам, искоренить это можно только жестким контролем каждого литра в электронном виде.

В свою очередь руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев ранее отмечал, что наказание в данном случае никого не пугает.

«На данный момент штрафы в принципе никого не пугают, и совершенно спокойно продавцы не доливают топливо. Но здесь вопрос в том, что необходимо и увеличивать надзор, ведь если мы даже введем штрафы в 5%, ситуация не изменится. То есть нужны методики, которые позволяли бы проводить мероприятия по контролю.

По методике «тайного покупателя»

Также существенным фактором здесь будет добровольная сертификация, которая позволит отделить тех, кто не хочет дружить с законом, от добропорядочных продавцов. Такие меры принесут результаты в том случае, если будут работать в комплексе», — отметил Канаев.

Напомним, что ранее руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) Алексей Абрамов направил предложение в правительство о введении оборотных штрафов за недолив топлива на заправках.

Также он рассказал, что с начала года Росстандарт оштрафовал около 50 автозаправок суммарно на 28 миллионов рублей за низкое качество топлива. Самым крупным стал штраф в 6 млн руб., наложенный на три заправки Shell.

Согласно закону, штраф равен 1% совокупного размера годовой выручки, полученной от реализации топлива на данной АЗС, но не менее 500 тысячам рублей, за повторное нарушение предусматривается штраф в размере 3% с оборота, но не менее двух миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ранее Федерация автовладельцев России (ФАР) по методике «тайного покупателя» провела исследование, результаты которого вызвали широкий резонанс. Оказалось, что на российских АЗС массово обманывают потребителей, не доливая топливо. В ходе исследования недолив топлива был зафиксирован на 76% АЗС.

Как отмечали в ФАР, используя недолив, недобросовестные участники рынка фактически продают топливо, которое не соответствует требованиям ТР ТС, и по более высокой цене.Однако с результатами мониторинга категорически не согласился Независимый топливный союз (НТС).

Фото: pixabay.com

Справка

ОНФ совместно с общественными организациями «Убитые дороги России» и «Гражданский контроль качества топлива» провел ко Дню автомобилиста акцию «Заправляясь, проверяй». Активисты проверили работу АЗС в Москве, Московской и Владимирской областях, Пскове и Екатеринбурге.

Всего было проинспектировано 42 заправочных станции. На большинстве АЗС были выявлены нарушения технического регламента Таможенного союза при продаже топлива, на многих – зафиксирован недоливбензина. По итогам рейдов ОНФ намерен передать информацию о выявленных нарушениях в Ростехнадзор и в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ для дальнейшего разбирательства.

Больше всего автозаправок, работающих с нарушениями, было выявлено во Владимирской области, где активисты проинспектировали 15 АЗС. На всех станциях зафиксировано нарушение техрегламента при продаже топлива (в товарном чеке отсутствует класс топлива), на 10 АЗС – факты недолива бензина (до 300 мл), на семи заправках участникам рейда предъявили просроченные паспорта качества топлива, а на двух АЗС документы предоставить отказались.

В Екатеринбурге из 12 проверенных автозаправок на семи было зафиксировано отсутствие класса топлива на товарном чеке, на четырех – недолив бензина (до 500 мл).На многих автозаправках также были просрочены паспорта качества топлива.

В Московском регионе участники рейда проинспектировали 10 автозаправок – по пять в Москве и Подмосковье. Несоблюдение техрегламента было зафиксировано на семи АЗС (три в Москве и четыре в области), на одной станции в Подмосковье был выявлен недолив топлива (300 мл). Паспорт качества был просрочен на одной автозаправке в области, а на двух АЗС в Москве участникам акции отказались предоставить документы.

Лучше всего дело обстояло на автозаправках Пскова, где нарушения были выявлены на одной АЗС из пяти проверенных (зафиксировано отсутствие в товарном чеке класса топлива и недолив в объеме 300 мл).

«В ходе рейдов мы побывали как на сетевых станциях известных брендов, так и несетевых. Большинство нарушений было выявлено именно на несетевых автозаправках, плюс, как правило, там отсутствует уголок потребителя с необходимыми сертификатами.

Подводя итоги, отметим, что большинство проверенных АЗС не просто работают без необходимых документов, но и обманывают потребителя самым наглым образом: на трети проинспектированных нами автозаправок зафиксирован недолив топлива до 500 мл. С учетом цен на бензин и оборотов топливных операторов речь может идти о сотнях тысяч рублей, которые таким образом ежемесячно перетекают в карманы бензиновых дельцов. Факты нарушений мы зафиксировали и намерены обратиться в Ростехнадзор и МВД России с просьбой дать им должную оценку», – отметил член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Васильев.

Он подчеркнул, что ситуация на автозаправках страны нуждается в общественном контроле. «В этом мы еще раз убедились в ходе наших рейдов. Мы предлагаем гражданским активистам во всех регионах продолжить акцию, начатую нами в День автомобилиста, и проверить автозаправки в своих населенных пунктах. Со своей стороны готовы оказать необходимую организационную и методологическую поддержку с последующей передачей материалов общественных проверок в надзорные и правоохранительные органы», – заключил Васильев.

 

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество