Близится 22 июня - День памяти и скорби по погибшим героям Великой Отечественной войны. 129 тысяч жителей Томской области ушли на фронт. Многие из них не вернулись.
Но Томск помогал фронтом и своим тылом. Сюда были эвакуированы десятки заводов, местное население помогало сбором продуктов, одежды. Эту скорбную дату томичи по традиции отметят возложением венков к мемориалу в час начала войны, в Томске и области пройдут встречи с ветеранами войны, вдовами. Словом, в этот день будет вновь приковано внимание к тем, кто ковал победу на фронте и в тылу. Ну а в промежуток между памятными датами - как живется этим людям? Достаточно ли они получают заботы и внимания? Об этом мы беседуем с председателем городского совета ветеранов Германом Александровичем Волостновым.
Расчёт на легкую победу
- Герман Александрович. А как вы встретили войну?
- Мне было 12 лет, когда началась Великая Отечественная. Жили мы на станции Тайга. Мать работала электросварщиком. Помню настроения мужиков-железнодорожников. "Немцы? Да мы их за две недели расколошматим". Но вскоре стало ясно, что война принимает затяжной характер. Жить в тылу становилось все сложнее.
Потом мы переехали в деревню в Новосибирской области. В колхоз. Потом в леспромхоз. Мать продолжала работать сварщиком. Я клепал, паял посуду. Потом я работал в Тимирязевском леспромхозе. Мне уже было лет 15. И так, попав однажды в лесное хозяйство, большую часть жизни в лесной отрасли и отработал на разных должностях.
- Как, на ваш взгляд, достаточно ли воздано воинам-по-
бедителям?
- На этот вопрос ответил Владимир Путин. Помните, как он сказал на встрече с ветеранами? "Мы в таком долгу перед вами, что если бы поставили каждому памятник из золота, то все равно остались бы должны".
С нашим народом нашему правительству рассчитаться очень сложно. Да и не особо-то и старались, честно говоря. Давайте вспомним послевоенное время. Ведь первые лет 20 никто наших ветеранов за героев-то особо и не считал. Даже День Победы государственным праздником сделали только в 65 году. Не было никаких льгот. Никаких квартир им не давали. Парадокс в том, что если покалеченным, раненым хоть что-то платили, то тем, кто выжил, трудился, - ничего.
- Но ведь сейчас ситуация изменилась. Ветеранам платят неплохие пенсии, а если послушать чиновников, то ветераны войны просто купаются в льготах. И за коммунальные услуги им доплачивают, и дровами, ремонтом помогают.
- Да, действительно, помогают. Но, если вдуматься, политика государства непродуманная. Во-первых, ветеран ветерану рознь. Участников войны, которые и в самом деле неплохо обеспечены, всего в нашем городе чуть более тысячи. А остальные - более ста тысяч - ветераны войны, ветераны труда, большинство из которых тоже работало на Победу. На мой взгляд, разумнее было бы все льготы отменить, а вот пенсии сделать достойные. В среднем хотя бы тысяч 18. Тогда бы и люди не обращались за помощью.
Около половины наших ветеранов все еще работают. А почему? Да потому, что на пенсию не прожить.
Квартирный вопрос
- Поговорим о квартирном вопросе. Как, на ваш взгляд, он решается? И почему его нельзя решить раз и навсегда? Ведь список инвалидов и участников давно известен, ветеранов, извините, не прибавляется, а убавляется, а каждый год список вырастает на сто-сто пятьдесят человек.
- Тут, я думаю, наше правительство, и федеральные, и местные власти заняли правильную позицию, решив обеспечить всех ветеранов жильем. В Томске только за этот год для ветеранов выделено около полутора тысяч квартир. Ну а то, что список не убавляется... Часть ветеранов уже получала квартиры, но семьи растут, разъезжаются, в результате ветеран остается с кем-то из детей и снова нуждается в жилье. Ну что же делать? Есть специальные комиссии, они разбираются в этом вопросе.
Мы - сила
- В годы войны в наш город эвакуировали множество заводов. Теперь многие предприятия закрылись. Но ведь люди остались, и это - ветераны...
- Да, вы правы. Когда началась война, население Томска насчитывало 150 тысяч человек. Город принял еще 60 тысяч - со станками, оборудованием. Некоторые производства запускали под открытым небом, студенческие аудитории оборудовали под цеха. И люди делились кровом, продуктами. Как говорится, "Все для фронта, все для победы". Но времена изменились.
Вот радиотехнический завод, что на ул. Мокрушина, которого сегодня уже нет. Пять тысяч человек там работало. И в одночасье люди оказались не у дел. В том числе и ветераны. Куда им податься? С кем поделиться своей бедой. Скажу вам, что мы не бросили этих людей. В свое время на базе этого завода мы создали первичную ветеранскую организацию, насчитывающую 1700 человек. А потом, глядя на это, в Кировском районе стали создавать и другие подобные организации.
Сейчас каждые полтора месяца мы проводим большие встречи, общие собрания председателей первичных организаций. Набираются полные залы. Нам помогают и городская Дума, и городская администрация. Мне кажется, у наших городских руководителей есть понимание, что ветераны нуждаются не только в льготах, но и в социальной адаптации, в том, что этим людям нужно общение, понимание того, какие социальные процессы происходят, как реагировать на них.
- Но ветераны - вне политики?
- Я бы так не сказал. У каждого человека свой взгляд на происходящее. Но заигрывание политиков с партией пенсионеров, как вы знаете, ничем полезным не закончилось. И я против попыток некоторых местных партий возглавить колонну ветеранов во время парада 9 Мая. Что касается меня лично, то я с удовольствием бы прошел в колонне "Бессмертного полка". Замечательная акция. Меня греет мысль, что спустя годы и мои внуки пронесут мой портрет.
- Вы сказали, что вам помогает городская власть.
- Вы видели, где мы ютимся? Так вот, мэр пообещал нам, что предоставит просторное помещение. И слово сдержал. Уже отремонтированы площади в Доме офицеров. Закуплена мебель. И в скоро мы справим новоселье... Будет где теперь нам собираться.