Примерное время чтения: 6 минут
99

"Стереотипы тормозят образование"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и факты - Томск 04/08/2010

Томский педагог Александр Сайбетдинов на творческом конкурсе в Москве выиграл состязание, лучшим ответом на вопрос - каким будет учитель третьего тысячелетия. Он сказал, что будет всего три категории: менеджер образования (директор, организатор), учитель новых информационных технологий по географии, истории, физике, математике и т.д. А третья специальность - учитель творчества. Творчества в тех самых географии, истории, физике, математике...

Между тем сам Александр Геннадьевич - известный художник, поэт, Народный учитель России. Он возглавляет уникальный в области Губернаторский Светленский лицей, откуда ежегодно выпускается немало талантливых выпускников. В нашей газете он делится мыслями о том, как осуществить проект "Наша новая школа".

Среднее во всем?

- Александр Геннадьевич, так чем конкретно процесс обучения в вашем лицее отличается от обычной школы?

- Отличается организацией мыслительного процесса.

В нашем лицее элементарные знания ученик получает в диалоге с компьютером. И не просто берет их, но и получает оценку за то, как он их проработал. А перед учителем мы ставим другую задачу: объяснить, зачем нужны эти элементарные знания и какие новые знания можно открыть. То есть всегда ли дважды два четыре - догма это или нет? И вот такой мыслительный процесс может организовать только современный учитель, для него здесь открываются новые высоты.

- Как давно действует в вашем лицее такая система образования?

- Многоступенчатая система образования действует у нас уже 15 лет. Мы не можем пока уйти от учителя, который официально ведет уроки по 45 минут. Получение элементарных знаний у нас остается именно на уровне уроков с первого до седьмого классов, а творческое образование дети получают в образовательных группах.

Таких групп более сорока по предметам от математики до рисования. И в них дети занимаются по желанию. Есть в лицее и третий уровень образования - группы по творческим возможностям детей (по сути это уже элитарное образование), более способных к физике, математике, химии, литературе, рисованию и т.д.

Эти группы занимаются в творческих научных лабораториях. На первом этапе в лицее обучаются все 100% учеников, на втором 70%, на третьем 15%. Замечу, что в общеобразовательных школах, к сожалению, образование расчленили. То, в чем нуждаются более талантливые, более успешные, идет как факультатив, и порой платный. У нас в лицее ученик сам выбирает то, что ему нужно.

Эта модель многоуровневого развития творческих способностей учащихся, в сущности, лишает классно-урочную систему монополии на эффективное обучение. К тому же эта модель решила такую системную проблему как дополнительное образование, поглотив её и качественно преобразовав в эффективное элитарное обучение.

"Дидактика" - что Коран...

- Насколько я понял, вы считаете стереотипом саму систему школьного расписания уроков?

- Точнее стереотип: "Школа немыслима без классно-урочной системы". Великий педагог Ян Каменский и не подозревал, что его "Дидактика" станет чем-то вроде Библии, Корана или Талмуда для образования. Если бы он только мог предположить, что всё то, что он как учитель изречёт о преподавании, превратится в Вечную модель школы, он, без сомнения, бы испугался!

Дело в том, что современное поколение живет в огромном информационном поле знаний и требует от учителя уже не столько развивающей информации, которой у неё много, сколько её осмысления и развивающего мировоззрения. В этой связи классно-урочная система передачи знаний очень устарела и вредна.

Современные дети с пяти лет живут в информационном пространстве и получают знания из компьютера, с телеэкрана. И прежний механизм передвижения ребенка к знаниям с помощью уроков неких усредненных Марьи Ивановны или Петра Ивановича выглядит как старая телега, по сравнению с самолетом и даже ракетой.

- Значит ли это, что компьютер, как более современный носитель знаний, более креативный, способный к постоянному обновлению, должен вытеснить педагога?

- Конечно, нет. Педагога нельзя заменить, но его главная миссия - осмыслить эти знания, выработать образовательные и моральные ценности, чего не способен сделать ни один компьютерный интеллект. Проблема именно в том, что большинство учителей в классно-урочной системе тратят силы на передачу ученику элементарных знаний, не используя ресурс, недоступный ни одному компьютеру, ни одному искусственному интеллекту.

Какие "схемы" мешают?

- Специализация вашего лицея - художественное, литературное творчество. Не все школы, гимназии возглавляют люди с подобно вашим интересами. Да и во властных образовательных кругах с тревогой говорят, что в школе не хватает как раз технического образования...

- Это как раз второй стереотип - уверенность в том, что органы образования, школьные менеджеры лучше знают, какие уроки в школе - главные. Что собой представляет сегодня рейтинг учебных предметов в школе? Он выглядит примерно так: в начале точные науки, затем гуманитарные, после уроки естественнонаучного цикла, и замыкать список будут физкультура, труд, музыка и так называемое рисование.

В самой же реальной жизни человека его жизненные приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте - стремление к красоте, как постоянное желание сделать свою жизнь лучше, начиная от утреннего туалета, домашней обстановки до улучшения мира, в котором он живет.

Так в жизни, а в школе эта одна из важнейших для человека областей, формирующих созидательную личность и развивающих творческое мышление, практически отсутствует.

Далее следует не менее значимая эмоциональная часть жизни человека, позволяющая ему общаться, читать, разговаривать, наслаждаться музыкой, звуками мира, в чем системно ему помогают предметы гуманитарного цикла. И только затем вступают уверенной поступью в его жизнь знания, необходимые для создания жизненных удобств, знания, уложенные сегодня в точные науки.

Иерархия предметов

Однако они незаметно, но уверенно, как и в случае с обслуживающим персоналом, стали главным в учебном процессе. Этот парадокс доминирования в образовании вторичного над первичным - серьезнейшая, на мой взгляд, проблема общественного сознания. Особенно она актуальна сегодня для предметов физико-математического цикла, переживающих сложные процессы падения качества обучения, несмотря на механическое увеличение почасовой учебной нагрузки.

В нашем лицее все годы рейтинг учебных предметов возглавляют предметы художественно-эстетического цикла, затем идут гуманитарные и только после этого точные науки. И при этом достигнут стабильно естественный, но для общественного сознания парадоксальный эффект - качество образования, измеряемое по основным учебным предметам, в лицее гораздо выше, чем в традиционной школе, как по результатам итоговых аттестаций, так и по ЕГЭ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах