По рытвинам и колдобинам. Кого наказывать за плохие дороги?

   
   

Что надо сделать, чтобы ездить по томским дорогам было удобно и безопасно? Какие уроки можно  извлечь из нынешней ремонтной кампании?  Об этом мы говорим с томским депутатом,  председателем комиссии по транспорту Думы города Томска Махиром Рустамовым.

К приезду гостей

- Махир Рустамович, почему все-таки не удается изменить ситуацию, несмотря на огромные вложения? Что думают по этому поводу томичи

– Сложно в одночасье решить проблему, которая назревала годами. У нас 25 лет в Томске не было как такового дорожного ремонта. Не было и системного выделения средств. Раньше делали дороги, что называется, к случаю. Ожидаем визит Ангелы Меркель – срочно ремонтируем те участки, где она поедет. И дорога делалась без обследования, без подготовки. Выделялось всего 150 миллионов рублей, которые уходили на ямочный ремонт. Такой меры хватало ровно на один сезон. А следующей весной все по новой.

Сейчас нам удалось изменить систему. Впервые появилась защищенная статья расходов в городском бюджете – 300 миллионов ежегодно выделяется на дорожное строительство. Плюс к этому еще и Федерация добавила 250 миллионов рублей. Это позволило в разы увеличить темп дорожной кампании. Но до решения проблемы еще далеко.

– Одна из застарелых проблем – центр приводят  в порядок, а  периферия – как придется.

– На мой взгляд, это правильная стратегия. Ведь на главных магистралях города и большой автомобильный поток, и все основные учреждения, и больная аварийность. Но теперь, когда  благодаря возросшему финансированию эта задача решена, надо взяться и за окраины. Люди правильно возмущаются, что из-за плохих дорог, они  гробят автомобили, попадают в аварии. Поэтому со следующего года стратегия меняется: больше внимания окраинам. В очереди на ремонт сейчас улицы Бердская, Войкова, Балтийская. В прошлом году, кстати говоря, была сделана улица 5-й армии. И если ежегодно вкладывать по 600–700 миллионов рублей, то в течение пяти лет нам удастся весь город привести в надлежащее состояние.

   
   

Однако у нас проблему создают и новые микрорайоны, при строительстве которых совершенно забывают о транспортной доступности. Вот сейчас строится микрорайон Радонежский. Это в одном районе прибавится  сразу 8,5 тысячи жителей. У каждого в семье машина. И представим, что 2,5 тысячи машин выезжают оттуда каждое утро на проспект Ленина, ведь объездных путей нет. Аналогичная ситуация и с Северным парком. Все поедут на работу, в торговый центр, в больницу – по коммунальному мосту в город. А там уже сейчас собирается немалая пробка в час пик. Не забываем также, что еще 35 тысяч машин у нас заезжает ежедневно из Северска.  Это говорит и еще об одной неправильной стратегии. Чтобы избежать коллапса, нужно выносить из центра на окраины объекты притяжения – крупные торговые центры и предприятия, как это делается во всех крупных городах.

А что за асфальт?

– Деньги на дороги – как в прорву. Может, это из-за того, что качество укладки асфальта никуда не годится? И властям на это надо обратить внимание?

– Уже обратили. Мне кажется, мэрия заняла правильную позицию, практикуя привлечение подрядчика к ремонту по гарантийным обязательствам. Вы же видели, что нынче творилось на улице Учебной и проспекте Кирова. Подрядчик уложил покрытие, дорога была готова, но как только дошло до приемки, то выяснилось, что качество смеси не прошло контроль. «Кемероводорстрой» был вынужден за свой счет снимать весь слой и укладывать заново.  Раньше таких прецедентов не было. Может, в договоре и были прописаны гарантийные обязательства, но никто не стремился  их выполнять. А мэрия и не спрашивала. Теперь это наглядный урок, что халтура не пройдет. Для города это сэкономленные средства в бюджете, а для подрядчика напоминание, что самому невыгодно делать работу некачественно.

– Но только ли дело в качестве асфальта?

– Конечно, нет. Проблема сегодня стоит гораздо шире. Ведь нужно не просто сделать гладкую поверхность дороги, а решить задачу с пробками и аварийностью. Здесь – целый комплекс мер. Это и выравнивание пересечения проезжей части с трамвайными путями, и обустройство заездных карманов для остановок общественного транспорта. Взять самый центр города,  остановку «кинотеатр имени Горького»: как двигаться в сторону площади Ленина? Остановился автобус и за ним целая полоса стоит, образовывается затор. Даже расширение дороги вопрос не решит. Остановочные комплексы тоже не соответствуют требованиям. Нужна политическая воля, чтобы ликвидировать придорожные киоски. 

Пешеход бредёт по обочине

– Но ведь проспект Ленина не сделаешь шире.  Вдоль дороги идет историческая застройка…

– И тем не менее,  заезды необходимо делать в любом случае. Там, где нет места, необходимо переносить остановку туда, где пространство позволяет. Иначе коллапс неизбежен. Количество автомобилей растет в геометрической прогрессии. Возможно, мы со временем придем к тому, чтобы центральные улицы оставить  только для общественного транспорта. Тем более что у нас есть дороги-дублеры. Если отремонтировать улицу Советскую, сделать ее так же, как ул. Розы Люксембург, то она по ширине будет практически как проспект Ленина.

– А как же левобережная дорога, которая по задумке должна была быть дублером и разгрузить городские магистрали?

– Сейчас однозначно никто не скажет, какая судьба ее ждет. Но мы ежегодно выделяем на ее консервацию по 10 миллионов рублей. Зачем ее построили – это большой вопрос. Федерация выделила средства под готовый проект, написанный еще в советское время: левобережную трассу задумывали для эвакуации Северска. Дороги, конечно, лишними не бывают, но в Томске есть более актуальные цели, куда вложить эти миллиарды. К тому же ее строительство не даст ничего без третьего моста, без соответствующей развязки. Какой смысл объехать городские пробки и встать в затор на коммунальном мосту?

У нас есть много узких мест в самом городе. Например, Степановский переезд и транспортная развязка на Южной.  Расширять такие «бутылочные горлышки» надо в первую очередь.  Но такие масштабные проекты без поддержки федерации мы не потянем.

– Еще одна проблема – тротуары. Получается, что на дороги средства  находятся, а на тротуары – нет.

– Это справедливый упрек.  Действительно, сегодня мы более-менее создали условия для водителей, а про пешеходов забыли. Тротуаров в городе очень мало. Если в центре они есть, то ближе к окраинам их все меньше и меньше. И качество тех, что есть, оставляет желать лучшего. Частенько люди вынуждены идти прямо по проезжей части. Особенно зимой. Средства на тротуары отдельной строкой не выделяются, но сегодня, на мой взгляд, пришло время  системно подойти  к этому вопросу. Планировать обустройство целого микрорайона или квартала.  Чтобы он был  с полным набором  удобств – остановками, освещением, площадками для мусорных контейнеров и т.д.  Казалось бы, Томск позиционирует себя как туристический центр, но ходить по нему сейчас бывает не удобно. И, думаю, в будущем году неизбежно этот вопрос будет подниматься. Потому что город должен быть комфортным и для жителей, и для его гостей.

 

Смотрите также: