Бензин в Томске: когда закончатся «пляски» ценников?

Анна Городкова / АиФ

   
   

Бензиновые «пляски» цен на топливных заправках порядком обеспокоили томичей. Соседи-новосибирцы даже вышли на митинг по этому поводу. У нас, слава богу, до такого не дошло. Но вопросом: «Когда же цена на топливо если не снизится, то хотя бы окончательно установится?» буквально пропитан томский воздух…

Остановить цены

По данным УФАС Томской области, рост цен на топливо на томских заправках за последний месяц составил примерно 3-4 рубля за литр. Скачок небывалый. Даже прожженные автомобилисты такого не припомнят. В чем причина?

По мнению руководителя УФАС по Томской области Владимира Шевченко, всему виной стало повышение цен на нефть на мировых рынках и рост акцизов внутри страны.

Цена на нефть определенный момент резко возросла, и соответственно все страны подняли цены, начали зарабатывать на бензине, - прокомментировал ситуацию чиновник - «правительство ставит задачу остановить рост цен на бензин и нефтепродукты, а потом уже поэтапно будем стремиться к тому, чтобы никогда роста не было. Сейчас основная задача - остановить эту вакханалию, и она уже решается».

И действительно, трудно не согласиться с этими доводами о росте цен на топливо. Вот только если с мировым повышением цены на нефть вроде бы более-менее понятно, то с акцизами – как-то не очень.

Напомним, акциз на дизельное топливо сейчас составляет 6800 рублей на тонну.

   
   

Это 6 рублей на литр. И 10 130 рублей на тонну бензина, или 7 рублей 70 копеек на литр. Правительство России повысило акцизы на топливо с 1 января 2018 года на 50 копеек на литр, а потом планировало ещё на 50 копеек с 1 июля. Только при вдумчивом взгляде на проблему встает вопрос: почему акцизы на топливо у вас повысились в январе, а цены на бензин и дизельное топливо, после относительно плавного повышения в январе и феврале, снова резко скакнули в апреле-мае? Слишком уж большой временной разрыв. Может, кто-то опасался «шалить» во время прошедших президентских выборов? Мало ли что? А потом март прошел. Все успокоилось, значит, можно «поднажать»? Вот и «поднажали».

И понеслось…

По мнению некоторых экспертов, главным источником повышения цен на бензин в России стала политика

руководителей и владельцев нескольких наших крупных нефтегазоводобывающих компаний, названия которых все знают. Им принадлежит большая часть НПЗ. Именно они первыми повышали цены на своих заводах и АЗС, что влекло за собой общий скачок цен на топливо. Вероятно, это достигалось путем картельного сговора крупных производителей и продавцов из-за малой конкуренции на рынке. Только антимонопольщики почему-то смотрели на это сквозь пальцы.

Что дальше? Как известно, правительство страны после недавней встречи с представителями нефтяных компаний решило понизить акцизы. И это, конечно, подействует. Применили и другие инструменты. Например, ФАС ведет работу, направленную на то, чтобы нефтепродукты продавались, прежде всего, через биржу, чтобы исключить ценовые скачки, подобные нынешнему.

В данный момент на бирже продают только 9 % нефтепродуктов, в правительстве обсуждается вопрос о доведении прохождения через биржу 15-20 % нефтепродуктов.

Руководитель томских антимонопольщиков - Владимир Шевченко - поясняет, что в нашей стране ценообразование свободное, как и в США, Европе, но, возможно, она будет регулироваться государством. Кроме того правительство договорилось с нефтяными компаниями о временном замораживании цен, для контроля чиновники будут постоянно исследовать ситуацию с ценами на АЗС. В общем, по идее, цены на топливо должны замереть. Вот только надолго ли?

Смотрите также: