После затянувшейся череды скандальных и, казалось, порой не совсем оправданных перестановок в руководстве в середине февраля в УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" пришла новая команда управленцев-профессионалов во главе с Борисом Сухушиным.
Удастся ли ей восстановить пошатнувшийся авторитет предприятия, которое во многом отвечает за право томичей жить в чистом и уютном городе? Зимой, выйдя из дома, не проваливаться по колено в сугробе, а летом не обходить по газонам огромные лужи на разбитых вдрызг тротуарах. О том, что для этого делается, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель директора по экономике и финансам УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" Константин Якушев.
Больше зарабатывать, меньше тратить
- Константин Валентинович, несмотря на то, что новая команда всего месяц назад приступила к работе, как бы вы оценили доставшееся в наследство хозяйство?
- Наши тревожные ожидания подтвердились. Реальное финансовое и экономическое состояние предприятия оказалось даже хуже, чем мы изначально предполагали. Кредиторская задолженность на момент смены руководства составляла 280 миллионов рублей.
Поэтому мэр Томска Иван Кляйн поставил перед новой командой САХ однозначную задачу: больше зарабатывать, меньше тратить и главное - чтобы у горожан не было никаких нареканий к работе предприятия: город должен быть чистым и комфортным для проживания. Именно в этом направлении мы сегодня и выстраиваем экономическую и техническую политику "Спецавтохозяйства".
- Что реально уже сделано для оздоровления экономики предприятия?
- Несмотря на расхожее мнение, что в САХ много техники, на самом деле ее недостаточно. Предприятие вынуждено привлекать самосвалы и бульдозеры сторонних организаций. Прежде это делалось на очень невыгодных условиях. За час работы КамАЗа, которые используются на вывозке снега, платили по тысяче двести рублей. Учитывая, что контракт был подписан на 12 тысяч часов, а также большое количество задействованной техники, нетрудно представить, в какую круглую сумму это выливалось.
После наших переговоров с предпринимателями цена за час аренды КамАЗа с 1200 рублей вначале упала до 900, а потом до 850 рублей. Таким образом, только за счет наведения порядка в расчетах с подрядчиками, удалось добиться прямой экономии бюджетных средств.
- И это, наверное, не единственный пример того, как новая команда работает над ошибками?
- Когда мы проанализировали затраты на горюче-смазочные материалы для техники, в частности на дизельное топливо, то оказалось, что его цена на 1,2 рубля дороже, чем на заправочных станциях города в розницу. Учитывая большие объемы потребления, а они в зимний период составляют до 200 тонн в месяц, было логичным добиться определенной скид-
ки. Сегодня предприятие покупает дизельное топливо с приличной скидкой - на четыре рубля дешевле, чем в розницу. В результате экономим на дизельном топливе 800 тысяч рублей в месяц.
Аренда должна приносить доход
- Вы начали возвращать активы - переданное в аренду муниципальное имущество, которое использовалось крайне неэффективно...
- С муниципальным имуществом, переданным городом в ведение "Спецавтохозяйства", происходило много загадок, в которых мы пытаемся сейчас разобраться. Прежнее руководство сдавало в аренду предпринимателю помещение столовой площадью 400 квадратных метров всего за 48 тысяч рублей в месяц, включая платежи за коммунальные услуги. В то время как, по оценке компании "ТОККО", рыночная стоимость сдачи этого объекта в аренду составляет 253 тысячи рублей.
Второе помещение - нашумевшая автомойка по улице Герцена. Первоначально комплекс, где она размещается, город передал САХу под стоянку автотранспорта. Затем по непонятным причинам - собственная техника - продолжала стоять под открытым небом. САХ сдал помещение в аренду предпринимателю под гаражный комплекс. Ну а тот, в нарушение договора аренды, организовал там автомойку. Поэтому работу, которую проводим, действительно можно назвать возвращением активов. Муниципальное имущество дол-
жно приносить городу пользу.
Ставка на новую технику
и технологии
- Вы делаете ставку на новые технологии, современную технику и механизмы. Но это ведь очень дорогое удовольствие. В какую сумму примерно выльется "техническая революция" в "Спецавтохозяйстве"?
- У нас два основных направления. Первое - это вывозка твердых бытовых отходов. Второе - уборка улично-дорожной сети. Кроме того, в планах предприятия вплотную заняться ямочным ремонтом дорог. Поэтому в подготовленной долгосрочной программе перевооружения исходим из решения этих задач. Хотел бы развеять мнение томичей о том, что САХ купается в технике. Действительно в отдельные годы что-то приобреталось, но в целом состояние парка удручающее. Особенно по самосвалам.
В настоящее время достигли понимания всех служб предприятия, что будем обновлять парк в основном за счет импортной техники. Она высокопроизводитель-
на, имеет меньшие эксплуатационные затраты, более эффективна в работе и дольше служит. Для сравнения отмечу, что в прошлом году только на приобретение запчастей "Спецавтохозяйство" потратило 30 с половиной миллионов рублей и еще 82 миллиона на горюче-смазочные материалы. С переходом на новые машины и механизмы эти затраты значительно снизятся.
В целом техническое перевооружение предприятия обойдется в 550 миллионов рублей. При этом мы не требуем всей суммы из городского бюджета. Возможно, часть техники приобретем за собственный счет, не исключено, что будет оказана помощь и из бюджета Томска, а, кроме того, намерены поучаствовать в городских, областных и федеральных программах модернизации городского хозяйства.
Смотрите также:
- Владимир Козырев: "Мы не враги мэрии, а соратники в пополнении бюджета" →
- Трое своих, трое приемных →
- Досрочный финиш →