"Лавка" вместо терема?

   
   

В этом году Томск отметит 410-летие. И это повод вновь пристально вглядеться в его историю, архитектуру, оценить его самобытность. Это также возможность пристрастно взглянуть на то, что разрушает его целостный образ: неудачные архитектурные решения, примитивное исполнение. И выслушать мнение неравнодушных горожан. Одно из таких мнений мы сегодня публикуем.

Ностальгия по прошлому

Я помню мой Томск послевоенный: тихий, провинциальный, с деревянными в две-три доски тротуарами на "серьёзных", главных улицах и отсутствием таковых на большинстве "не проездных", в переулках и на окраинах. Булыжные мостовые на ул. Тимирязева (пр. Ленина до пл. Революции), ул. Красноармейской, ул. Фрунзе. Город кончался за ул. Новгородской - Казанской, далее шли огороды, где наша семья выращивала картошку. Помню паровозный путь по ул. Кирова, Советской, через каменный мост по "Розочке" до Черемошников.

Сейчас мой любимый Томск не узнать: куда ни смотри - всюду кирпичные уродливые громады-новоделы. Увы, урбанизация безжалостна и алчна - экономя на коммуникациях, строители захватывают в городе каждый кусочек земли, превращая неповторимый, своеобразный город в каменные джунгли. Чтобы сохранить лицо города, власть с огромным трудом кое-где пытается сохранить островки седой патриархальности в память о прошлой культуре города, его мастерах, его особенной славе.

Несколько жалких кусочков городской земли назвали скверами. Один посвятили басням Крылова, хотя логичнее было бы назвать в честь Порфирия Крылова - основателя первого в Сибири ботанического сада. Другой, на углу ул. Красноармейской - Герцена, обустроили как элемент музея деревянного зодчества.

Фотостенды бывших домов и копии их резных оконных наличников должны внушать современным обитателям города трепет восхищения мастерством художественной резьбы по дереву былых времён. Не внушает. Потому как на трети этой мизерной территории "сквера" построили из оцилиндрованного бревна дом типа "барак".

Говорят, это будет магазин для продажи сувениров. Тоже дело хорошее. Только вот зайди в этот "сквер", посмотри на эту "выставку" из трёх стендов, барачную лавку, и такая обида-досада-злость в душе поднимается. Ну почему всё так жалко, примитивно, безвкусно, неуважительно и ко мне, ныне живущему, и к прошлому, и к гостям города, которым, по замыслу, всё это убожество преподносится как элемент нашей гордости?!

Почему, в общем-то, хорошую задумку превратили в дворовый придаток к банальной торговой лавке?! Почему продавать символы томской культуры и рукодельного мастерства надо в доме-бараке с пластиковыми окнами рядом с искусным мастерством резного декора? Почему не в резном тереме, где даже торговый прилавок должен быть предметом русского деревянного искусства?

А варианты есть...

Думаю, мало кто из читателей бывал внутри настоящего резного терема. Потому что не сумела Россия сохранить этот символ своей культуры и мастерства. Даже сегодняшние попытки создания таких, пусть символических, скверов выглядят как вынужденная дань ретромоде. В этом скверике и построили бы резной терем, показав его красоту и изящество снаружи и изнутри. Резной декор внутри ещё выразительнее, ещё богаче.

Понятно, что на эту "ерунду" у власти нет денег. Но что мешает сдать или продать этот земельный участок тому же продавцу сувениров под безусловную реализацию конкретного, утвержденного мэром города проекта? Высококлассные резчики по дереву есть не только в Томске. Объявите всероссийский конкурс резчиков с условием увековечения име-

ни конкретной фамилии под его произведением в Томске. Словом, вариантов много.

Но сами мы, в большинстве своём, к этому искусству топора и стамески равнодушны. Свидетельство тому - дом-барак как образец современного деревянного зодчества.

Музыка прошлых веков

Глядя на пластиковое окно и железную крышу музейного барака-новодела, вспоминаешь музыку названий тогдашних окон: волоковое, колодное, косящатое... И кровли: самцовая, с желобом, охлупнем, стамиком, слегой, причелиной, курицей, пропуском, гнетом... Вся кровля - из осинового тёса, она отталкивает воду. Верхние концы тёса, лежащие на князевой слеге, закрывались тяжелым бревном - "охлупнем" или "шеломом", конец которого делали в форме коня или птицы.

Фронтоны терема являлись продолжением стен, составлялись из постепенно уменьшавшихся по длине брёвен - "самцов". Боковые стены предохранялись от непогоды криволинейным карнизом - "повалом", составленным из верхних венцов бревен, последовательно выступавших друг над другом. Кровельный тёс укладывали в два слоя: нижний - "подскальник" из бересты, и верхний. Такая кровля называлась "самцовой" и делалась без единого гвоздя. В те времена "присутствие" гвоздей считалось плохой работой.

Вот в этом скверике, в творении современных томских умельцев на резном, настоящем, тереме это бы всё увидеть, узнать, прочитать, потрогать, проникнутся глубоким уважением к мастерству не только современных мастеров, но и светлой памяти плотников-ваятелей прошлых веков, имена которых тоже должны быть искусно вырезаны на самом видном месте этого музейного филиала. Но, увы, нам показывают двор при лабазе или лабаз при дворе. И кто будет ходить за сувенирами в эту примитивную лавку?

Смотрите также: