Грант-разлучник

   
   

Президент Владимир Путин поручил правительству изменить механизмы финансирования науки, следует из документа, опубликованного в среду на сайте Кремля. Основным источником средств на фундаментальные и поисковые исследования должны стать гранты.

Насколько это эффективно? На это вопрос мы попросили ответить нашего эксперта Андрея КОЗЫРЕВА, доктора физико-математических наук, профессора, заведующего лабораторией Института сильноточной электроники СО РАН.

Сигнал, чтобы разбежаться

- Фундаментальными исследованиями в нашей стране (в частности, в области физики) занимаются главным образом в институтах Академии наук. Наличие базового финансирования позволяло ученым при невысоких зарплатах вести планомерную работу. И если у них получалось что-то прорывное, они могли получать на конкурсной основе гранты, например, Российского Фонда фундаментальных исследований, или работать по хоздоговорам (контрактам) с предприятиями или фирмами.

Если этих ученых перевести полностью на грантовую систему, то, думаю, лет через пять в нашей академической науке мало кто останется. Потому что окончание работы по гранту, в отсутствие базового финансирования, это сигнал группе ученых - расходитесь, ребята. И ребята расходятся - кто в вузы, на преподавательскую работу, кто в бизнес.

Даже если их бывший руководитель напишет заявку на новый грант и выиграет его, собрать снова прежнюю сильную команду не получится - люди уже заняты другим.

Навязанная система

Почему эту грантовую систему нам хотят навязать? Видимо, власти ориентируются на Америку, где грантовая система работает давно и успешно. Но там наука более чем на 80% сосредоточена в университетах, и ученые параллельно занимаются преподаванием, получая зарплату.

Знаменитый ученый Ричард Фейнман в своих мемуарах сказал по этому поводу примерно так: "Только наукой заниматься не удается, потому что хорошие идеи приходят не часто, и ценность их неравномерна, преподавательская работа помогает существовать в промежутке, когда хороших идей нет".

Может, в России тоже решено всех ученых РАН перевести в вузы? Но что-то этого процесса не наблюдается, наоборот, в вузах наметилась тенденция к сокращению сотрудников.

Еще вариант решения проблемы - гранты на фундаментальные исследования решат кратно увеличить. Но это решение не изменит нынешнюю ситуацию, потому что очень большие гранты может выиграть только тот коллектив, кто уже имеет подходящее дорогостоящее оборудование.

Вообще, как у нас часто бывает, в том, что продекларировано о новшестве, много путаного. Так, в распоряжении говорится, что фундаментальные исследования не будут финансироваться в рамках федеральных целевых программ. А ведь это худо-бедно, но уже работающая грантовая система.

Можно также предположить, что фундаментальные исследования будут финансироваться на грантовой основе новой организацией - Российским научным фондом. Чем тогда будет управлять Федеральное агентство научных организаций? Только имуществом научных организаций? А отвечать за результаты перед обществом будет кто?

Ясности не прибавилось

Есть предложение, что Российский научный фонд станет финансировать не институты, а лаборатории. Но лаборатории существуют в институтах, у них нет своего счета, они не юридические лица. Значит, институты и их инфраструктура останутся? Но тогда кто их будет финансировать и с каких средств им платить за отопление, электричество, содержание оборудования лабораторий?

Словом, то, что мы услышали сейчас о переходе на грантовую систему, только добавило "непоняток" в ситуацию с реформой Академии наук. А ученым, чтобы плодотворно работать, нужна именно стабильность и определенность правил.

Смотрите также: