Дойти до врача

   
   

В медицине, как в сельском хозяйстве, у нас "разбираются" все граждане. Но какова объективная ситуация здравоохранения с точки зрения специалиста? Кто сегодня может вступиться за пациента? Какие правовые основы для этого есть?

В гостях у редакции "АиФ-Томск" Михаил Чиняев - человек, которому судить беспристрастно о состоянии томской медицины позволяют, во-первых, его двадцатилетний опыт врача и руководителя больницы одного из северных районов области. Во-вторых - должность главы федерального ведомства, не подчиненного местной власти, - Росздравнадзора по Томской об-

ласти.

"Раньше могли только погрозить"

- Представив нашу областную медицину в виде пациента, вы, Михаил Федорович, как бы оценили ее состояние?

- Как выздоравливающего после затяжной болезни. Но этот положительный процесс идет очень медленно. Хотя приняты федеральные законы и утверждено более 600 Стандартов оказания медпомощи, помимо которых есть еще 60 Порядков оказания медицинской помощи по различным направлениям - скорая помощь, терапевтическая, гинекологическая, кардиологическая и.т. д.

Однако если раньше мы могли привлечь к ответственности больницу, поликлинику, аптеку только в случае нарушения лицензионных требований, а при невыполнении других наших предписаний только "погрозить пальчиком", то с 1января 2014 года мы получили право самостоятельно рассматривать нарушения тех или иных правил и принимать решение о наказании в виде серьезных штрафных санкций.

"Люди не знают своих прав"

- Конкретная история. Пациент одной томской поликлиники полтора месяца после назначения не может попасть на рентген. Аппарат сломан. Пациент звонит, ему сообщают: "Аппарат еще не брали в починку". Кто виноват?

- Главный врач. Так же, как и в том случае, если пациент более 10 дней не может попасть на прием в поликлинике. Прежде всего, если не работает аппарат, пациенту должны были предложить обследование в другом медучреждении.

По программе модернизации здравоохранения больницы и поликлиники Томской области получили достаточно современной аппаратуры, хватает и специалистов по ремонту. Каждая больница, поликлиника имеет договоры с организациями, ремонтирующими медицинскую технику.

Каждая больница, поликлиника имеет договоры с сертифицированными специалистами "Медтехники" на ремонт. И страховая фирма, если в нее обратится пациент, которому отказали в исследовании из-за сломанного аппарата, предъявит штраф поликлинике. Ведь она оплачивает поликлинике эту услугу.

- На какой вид медицинской помощи больше жалоб?

- Более 50% жалоб - на качество и доступность медицинской помощи. По качеству чаще всего жалобы на стоматологов и акушеров-гинекологов. Много жалоб на работу поликлиник - трудно попасть на прием к врачу. Врачей не хватает. Если терапевт должен принять 15-17 человек, а приходится принимать 35-40, потому что нет врача на соседнем участке, понятно, что страдает и качество, и доступность.

Не случайно в наши дни родилась новая поговорка: мало записаться на прием к врачу, до него надо еще дойти. Программа госгарантий требует, чтобы время приёма у специалиста не превышало 10 дней, очередь на плановую госпитализацию не более 4 месяцев.

Часто мы получаем жалобы на оказание платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях. По территориальной программе обязательного медицинского страхования практически вся медицинская помощь в государственных медицинских организациях - бесплатна, пациентам надо ее требовать.

Это одна из главных из проблем здравоохранения - люди не знают своих прав, не смотрят объявления, информацию в медучреждениях о том, что им положено. А подписывая договоры на платные услуги, не читают его внимательно.

Между тем, там всегда написано (но нередко мелким шрифтом), что больной предупрежден - помощь может быть оказана бесплатно. Если договор пациентом подписан, услуга оплачена и оказана, то вернуть деньги практически невозможно, а люди часто просят именно об этом.

"Половина жалоб - обоснованны"

- Порядки есть, Стандарты есть, но результаты лечения зачастую при одинаковых заболеваниях разные... В ходе проверок жалоб такие факты случались?

- Да. Лечить, как известно, надо человека, а не болезнь. Состояние каждого человека индивидуально, как и восприимчивость к лекарственным препаратам. Обычно назначаемые препараты действенны. Но один врач выбирает из пары десятков показанных препаратов те, которые считает более эффективными, другой врач, исходя из своего опыта, использует другую, тоже правильную комбинацию, однако она не срабатывает.

Для проверки жалобы мы, как правило, привлекаем аккредитованных экспертов (их у нас около сорока, в основном это доктора и кандидаты медицинских наук), запрашиваем медицинскую документацию. Проверяем, все ли исследования были проведены, как оценены результаты анализов, какие из рекомендованных препаратов использовались, какие - нет. Почему, если нужно, не использовались другие препараты, не указанные в Стандарте.

Примерно половина жалоб - обоснованны, и мы применяем меры в соответствии с законом. Кстати, с этого года по решению суда в ряде случаев возможна дисквалификация должностного лица.

- А можно ли отойти от Стандарта?

- Да. Стандарт - четкое правило, но все же не догма. Если лечащий врач считает нужным применить другие препараты, то решением врачебной комиссии, которая есть в каждой медицинской организации (в том числе и частной), их можно приобрести, так же как и провести дополнительные исследования вне Стандарта.

- В каких сферах ситуация начала улучшаться?

- В последний год уменьшилось количество обращений от онкологических больных. Благодаря принятым мерам - прием пациентов в две смены и в субботние дни - очереди на амбулаторном приёме снизились с 2 месяцев до 3-7 дней, очереди на госпитализацию - до 7 дней.

В 2013 году, по предварительным данным, впервые за последние 3 года произошло снижение смертности от онкологических заболеваний. Только единичные жалобы случаются на работу "Скорой помощи".

Нет жалоб на получение высокотехнологичной медицинской помощи в кардиологии, онкологии, гинекологии, генетических обследованиях. Эта помощь оказывается специалистами клиник томских медицинских НИИ и Перинатального центра.

Смотрите также: