Повод для встречи с Даниилом Крапчуновым - томским ученым, специалистом в области культурологии и социальной коммуникации, реализовавшим на практике ряд известных проектов приобщения молодых к русской культуре, оказался невеселым. В регионе, известном своей толерантностью, обострились ксенофобские настроения, увеличились случаи экстремизма, подпадающие под административные и уголовные статьи. Свежий случай - на прошлой неделе возбуждено уголовное дело против 17-летнего учащегося техникума, который в Интернете выкладывал видеоматериалы экстремистского характера.
"Ощутили дефицит русскости"
- Даниил Евгеньевич, в Томской области живут люди 130 национальностей, но больше 92 процентов населения - русские. Никто не рискнет их обидеть, унизить. Отчего же именно у русских томичей растут ксенофобские настроения?
- Эти настроения и случаи экстремизма есть и в мусульманской среде Томска. Как культуролог я считаю, что в основе любых ксенофобских настроений лежит кризис идентичности, то есть непричастности, к своей родной культуре, незнание ее и способов ощущения и выражения принадлежности к ней. Когда эта причастность есть, человеку в своей культуре комфортно, он чувствует себя самодостаточным и раздраженно не воспринимает другие народы.
Лет десять назад я и мои друзья, 30-40 летние люди, ощутили, что русская культура нам, по сути, неизвестна, она нам как чужая. И поняли, что наши дети, если ничего не изменить, тоже будут в этой культуре лишними. Стали погружаться в изучение народных традиций и в итоге создали известный далеко за пределами Томска и Сибири проект "Васильев вечер".
Когда люди занимаются своей культурой публично, это вызывает интерес и неподдельное уважение других национальностей.
"Власть не успевает"
- Разная бывает публичность. В Томске появилась группа "Сопротивление" с проектом "Русские пробежки". Публично бегают вокруг общежитий на Южной. Идея благая - здоровый образ жизни. Но название группы... Как вы его воспринимаете?
- Как диагноз. Диагноз того, что ситуация становится очень серьезной. Название вызывающее. Разве татары или немцы по-другому бегают?! Еще пять лет националистические настроения в Томске были не столь актуальны, но сегодня благодаря социальным сетям, в которых "живет" значительная часть молодежи, эти настроения задают направление мышления для заметного числа томичей. И власть не успевает за тревожным ходом событий. Говоря о толерантности, она активно работает с... меньшинством, гордится, что у нас аж 26 национально-культурных автономий, упуская работу с национальным большинством. С русскими.
Случится факт экстремизма - начинаются разговоры, что надо больше работать с мигрантами. А самая крупная этническая группа иммигрантов увеличилась, по данным миграционной службы, в Томске всего на четыре тысячи... Нам навязывают мультикультурные программы, и возникает вопрос: мы будем знакомиться, изучать обычаи всех 130 народов, проживающих в области, или все-таки активнее работать с большинством?
Прошлым летом, беседуя с молодежными лидерами области, вдруг обнаружил, что многие разделяют мнение, что история России фальсифицирована. Что есть другая, альтернативная, история, которая от нас скрывается, потому что она говорит о славянах, русских как о сильной нации, а мировой элите это не выгодно, им надо всех нивелировать. Вот это и есть ощущение уязвленности, порождаемой незнанием собственной истории и традиций. Именно это вызывает агрессию к другим.
"Молодёжь против официоза"
- Есть определенное лукавство власти, которая без сомнения много делает для 26 томских национальных диаспор. Созданы, материально поддерживаются "Российско-Немецкий дом", Центр татарской культуры, культурные автономии других, более малочисленных, диаспор. А "Русского дома" в Томске нет...
- Вы точно воспроизводите то, что говорит сегодня молодежь, которая использует национальную тематику в политических целях. Представители департамента культуры, отвечавшего последние годы за национальную политику в области, могли бы возразить, что большинство учреждений ведомства работает как раз на русскую культуру. Есть областной Дворец народного творчества, в каждом районе есть Дом культуры. Но формирование национального самоопределения через сценическое искусство практически невозможно, тем более, что эта система учреждений культуры работает не с русской, а с прежней советской культурой, ориентированной на всех и ни на кого конкретно.
И сегодняшняя молодежь не желает отождествлять себя с формализмом и официозом учреждений культуры. Мы три года назад первыми стали разрабатывать проект создания "Русского Дома" в Томске, От нас эту идею подхватил "Панславянский молодежный союз" уже в политических целях. В отличие от них наш проект предполагал присутствие в "Русском Доме и подлинных национальных традиций других народов.
- Вы сделали ударение на слове "подлинных"...
- Да, потому что учреждения культуры, которые патронируют национально-культурные автономии, не касаются глубинных оснований этноса, работая все с тем же эрзацем культуры. А людей интересует подлинно народное. На празднике Дня единства народов Дагестана русская кадриль в исполнении "Васильева вечера" шла под бурные овации.
Зрители видели, что мы пляшем для себя, нам хорошо в этом танце, так же как им в лезгинке, что у нас свое лицо. Вы обратили внимание, как много русской молодежи в частных группах ирландских, арабских, индийских танцев. Они пошли в них, потому что в учреждениях культуры им предлагают эрзац русского танца и одежды (рубаха в петухах, кримпленовые сарафаны в горох, "кокошник")... А это людей уже не устраивает. Они тянутся к подлинному искусству, независимо от национальности.
Смотрите также:
- Николай Николайчук: "Изъятие полномочий - шаг к диктатуре" →
- Уметь договариваться! →
- Нацизм в сети →