Интерес ко всему, что происходит в школе, сегодня необычайно высок. Родителей волнуют уже не столько условия обучения ребятишек - тут, на их взгляд, более-менее все нормально, сколько переход на пока что "загадочные" новые образовательные стандарты, которые начинают определять внутреннюю жизнь в каждом школьном доме.
Что лежит в основе происходящих изменений в системе школьного образования, насколько она открыта для придирчивого взгляда со стороны, какую роль в повышении качества обучения учащихся играет внедрение новых образовательных технологий? Эти и другие актуальные вопросы были в центре внимания на коллегии департамента общего образования Томской области, где на минувшей неделе были подведены итоги работы за прошлый год и намечены задачи на 2013-й.
Большой праздник
в небольшом селе
- Одной из главных задач 2012 года являлось создание современных, комфортных, безопасных условий для обучения учащихся, - отметил в докладе начальник областного департамента общего образования Александр Щипков. - Ключевым направлением стало оснащение учреждений современным оборудованием для обеспечения разных условий предоставления качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта. Реализация этих мероприятий позволила увеличить в прошлом году число школ, в которых созданы современные условия для обучения. На их долю на сегодняшний день приходится 69,7 % об общего числа обучающихся.
В сентябре прошлого года, с участием губернатора области Сергея Жвачкина, была в торжественной обстановке открыта прекрасная школа в селе Ново-Югино Каргасокского района. Ее комфортности и оснащенности современным оборудованием могут позавидовать во многих образовательных учреждениях Томска. И это не единственная "ласточка". По словам Александра Щипкова, начато строительство двух школ в Кожевниковском районе и одной школы в Верхнекетском. Построен новый спортивный зал в Губернаторском Светленском лицее.
Кроме того, проведен комплексный капитальный ремонт в 32 общеобразовательных учреждениях области. В прошлом году на ремонт, развитие материальной базы и инфраструктуры учреждений образования из средств областного и федерального бюджета было выделено более одного миллиарда рублей, в том числе на строительство школ 283 миллиона.
Все образовательные учреждения, осуществляющие подвоз детей, обеспечены автобусами. В прошлом году для обновления имеющегося парка машин было приобретено 29 школьных автобусов. Кстати, меняется и школьный общепит. Все столовые, которые работают в настоящее время, в 95 процентах школ области соответствуют всем современным требованиям. В предыдущем году этот показатель составлял 91 %.
И еще один важный момент. Несмотря на то, что оптимизация и реорганизация образовательных учреждений вызывает далеко не однозначные оценки, эта мера дает результаты. При незначительном уменьшении количества школ и детских садов (в основном за счет слияния или преобразования в филиалы базовых учреждений) в результате принятия дополнительных мер численность обучающихся в системе общего образования в прошлом году увеличилась на 700 с лишним человек, а количество воспитанников в ДОУ и в дошкольных группах при школах возросло более чем на 10 тысяч ребятишек. 85 % обучающихся в первых и во вторых классах обеспечены интерактивным учебным оборудованием. Важным достижением является то, что в прошлом году было дополнительно введено 2094 места в детских садах.
Социальный заказ на отличников
Одна из особенностей нашей области - огромные расстояния. Поэтому особую актуальность приобретает дистанционное обучение учащихся. На сегодняшний день оно организовано в половине общеобразовательных учреждений. Вместе с тем специалистов департамента очень тревожит, что в этом проекте участвует незначительное количество малокомплектных школ.
Кстати, в прошлом году завершилась реализация мероприятий программы дистанционного образования детей-инвалидов. В ее рамках на территории Томской области создана и функционирует система дистанционного образования детей с ограниченными возможностями. За прошедшие три года с начала действия программы создано 226 рабочих мест для инвалидов и 203 места для педагогов. В области работает центр дистанционного образования детей-инвалидов, оснащенный специализированным компьютерным оборудованием. На реализацию этой программы за три года было израсходовано из средств областного и федерального бюджета 102 миллиона рублей.
И эти деньги, конечно, пошли на пользу детям. Тем не менее, одной из основных задач 2012 года все-таки являлся переход на государственные федеральные стандарты образования. Какова их идеология?
- Стандарты - это отражение социального заказа, общественный договор, согласующий требования к образованию, сочетаемые с семьей, обществом и государством, - говорит Александр Щипков. - Одним из определяющих факторов, обеспечивающих успешность их поэтапного введения, является, во-первых, системность в подготовке, а во-вторых, комплектность всех видов сопровождения. Первые шаги в этом направлении сделаны. В 2012 году для реализации образовательной программы начального и общего образования все учреждения были обеспечены учебниками, необходимым оборудованием и компьютерными продуктами. Кроме того, в области созданы условия для организации внеурочной деятельности, а также обеспечена готовность руководящих педагогических кадров к реализации требований стандартов.
По оценке Александра Щипкова, в прошлом году все учащиеся первых и вторых классов, а это 21 с половиной тысяча ребятишек, обучались по основным государственным программам в соответствии с требованием стандартов. При этом 62,5% педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации. Успешной реализации поставленных задач во многом способствовало тесное сетевое взаимодействие по различным тематическим направлениям как для обучающихся, так и для педагогических кадров.
Хорошие перспективы
Интересно, что разработчики сетевых программ и проектов сделали ставку на доступность, свободу выбора качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения и доходов семьи. И это позволило достичь высоких результатов.
На сегодняшний день в области функционируют семь региональных сетей по основным тематическим направлениям. В их рамках на базе учебных учреждений работает 291 образовательный центр, которые являются сетевыми узлами муниципального или межмуниципального значения. В общей сложности на территории области в настоящее время реализуются 16 региональных и 2 отраслевых сетевых проекта, в том числе по взаимодействию с другими регионами.
Кроме того, в Томской области было продолжено совершенствование системы работы по выявлению и поддержке талантливых и одаренных детей. Показатели участия школьников Томской области в мероприятиях разного уровня (всероссийские, региональные, муниципальные конкурсы) довольно высоки. Отдельным направлением в этой работе является Всероссийская олимпиада школьников. По этому показателю Томская область в 2012 году занимает второе место (55%) не только среди регионов Сибирского федерального округа (в котором уступает лидерство в 1% Новосибирской области), но и в аналогичном общероссийском рейтинге.
- Но главной фигурой в воспитании и обучении ребенка был и остается учитель, - считает начальник областного департамента общего образования Александр Щипков. - Именно его успешность, личностные качества, профессиональная компетентность, гражданская и нравственная позиция являются определяющим фактором в развитии личности школьника. К счастью, в системе образования Томской области сегодня работает много талантливых и успешных педагогов.
Как известно, базовым индикатором работы системы образования является качество подготовки выпускников, которое оценивается по результатам сдачи ЕГЭ. Так вот в прошлом году по среднему тестовому балу выпускники томских школ показали лучшие результаты по информатике, русскому языку, литературе и английскому языку. При этом необходимо отметить, что результаты ЕГЭ томских выпускников, по сравнению со средними показателями по стране, оказались несколько выше. Как видим, у томских школьников есть перспектива для того, чтобы стать отличниками.