Годы - не возраст души

   
   

День старшего поколения нынче отмечает пятая часть населения России. При этом возраст примерно 3,2 миллиона этих людей 80 лет. В Томской области около 267 000 пенсионеров - четвертая часть жителей региона.

О том, как себя чувствует старшее поколение, мы сегодня говорим с представителем молодого поколения, магистрантом кафедры социологии Томского государственного университета Галиной

Шадриной. Она провела социологическое исследование о субъективном ощущении старости и формах проявления социальной активности людей пожилого возраста.

"Люди не спешат морально стареть"

- Галина, почему вы, человек молодой, взялись за исследование стариковских проблем?

- Моя будущая специальность - социология управления. И в какой-то момент я стала замечать, что представление о людях старшего поколения, о старости у многих одно, а в реальной жизни все очень по-разному. Немало тех, кто считает, что пенсионеры неактивны, сидят дома, мечтают только о повышении пенсий, то есть фактически перестают быть полноценными членами общества. А я встречала пенсионеров более активных, чем люди среднего возраста.

Например, моя любимая школьная учительница Галина Федоровна Дементьева, которая и в семьдесят пять не сидит на месте, активная общественница, любительница путешествий. И я решила разобраться: если число пожилых людей все увеличивается, как меняется их мироощущение и оценка себя в обществе? Мой научный руководитель профессор Василий Николаевич Сыров тему одобрил. Моими респондентами были мужчины и женщины от начала пенсионного возраста до восьмидесяти лет.

- То есть вас интересовало - спокойнее ли люди стали воспринимать свою старость?

- Была такая гипотеза, что у пожилых людей меняется представление о старости, и они начинают относиться к ней как к нормальному явлению. Оказалось, что представление не меняется - старость связывается с болезнями, немощью, но, что важно, - возраст старости субъективно отодвигается. Люди не спешат морально стареть, говорят, например, так: "Вот когда мне будет 85, начнет подводить здоровье, тогда я буду старым".

Я убедилась, слушая моих респондентов, что "старость" - понятие субъективное, она существует в головах, но никаких параметров на этот счет нет. Мужчина-респондент жаловался: "Зачем в маршрутках написано об оплате 8 рублей "пенсионерам по старости". Это ранит душу. Можно было найти другие слова. Ведь и учеными доказано, что стариками нужно называть человека с 80 лет".

Возраст один, поколения - разные

- Все мои респонденты, имеющие внуков, не против, чтобы внуки называли их "бабушками" или "дедушками", однако некоторые добавляли, что не считают себя внутренне таковыми. Оказывается, в их сознании эти слова не связываются с образом тех бабушек и дедушек, которые их воспитывали. Это важный факт - мои собеседники четко отличали свое поколение пожилых людей от поколения предыдущего.

Одна из собеседниц (ей 61 год) рассказала, что ей ее мама иногда говорит: "Я вот смотрю на тебя, и вспоминаю маму, твою бабушку. Ей ведь был 61 год, когда она умерла. И вот тебе сейчас, моей дочери, 61, но ты никак не выглядишь бабушкой". Другая собеседница, которой тоже за шестьдесят, за несколько лет до выхода на пенсию оставила работу педагога и ушла в косметический бизнес, в данный момент является директором одного из отделов фирмы, продолжает строить свою карьеру. "У меня всё еще впереди, - уверена она, - пожалуй, я нашла свое любимое дело, которое мне нравится, и ему я рада отдавать свое время и силы".

К сожалению, это один из немногих примеров, когда компания не ставит ограничения по возрасту для своих сотрудников, и они не боятся, что их уволят только из-за... количества прожитых лет, не принимая во внимание знания и опыт. Работа - одна из двух главных ценностей, которые называли мои пожилые рес-

понденты.

"Для меня работа была частью моего счастья, - сказала одна из женщин. - Я шла на работу, и душа пела". Что касается другой главной ценности людей этого возраста - семьи, то самое горькое, но точное определение старости, услышанное мной от одного из респондентов такое: "Старость - это, когда ты постепенно теряешь близких и остаешься один".

"Родители пенсии не боялись"

- На что чаще всего жаловались ваши респонденты? Наверное, на маленькие пенсии?

- Да. Те, кто еще работает, говорили, что им страшно было бы жить только на пенсию, вспоминали, что их родители этого не боялись. Высказывали обиду на то, что размеры наших пенсий несравнимо меньшие по сравнению с теми, что в странах Европы, "хотя там ни в одной стране нет столько нефти и газа". Но когда речь заходила о предложениях - увеличить возраст выхода на пенсию, как в Европе, все были против.

Все-таки ранняя пенсия, хоть и маленькая, воспринимается как некий жизненный якорь, позволяющий "не пойти ко дну" в случае внезапной потери работы, внезапной болезни. Еще у меня сложилось впечатление, что работающие пенсионеры, живущие в больших семьях, больше устают дома, чем на работе, поскольку у них еще немалые обязанности по хозяйству, обслуживанию внуков и своих родителей, особенно тех, кто живет отдельно.

Недовольны пожилые люди ценами на железнодорожные и авиабилеты, "разорвавшими общение". Они вспоминают, что в советское время для сибиряков были льготы, позволявшие им ездить к родными и друзьям в европейскую часть страны. Тем более что среди предпочтений в выборе отдыха мои респонденты на первое место поставили "встречи и поездки к родственникам", на второе - "встречи с друзьями, коллегами".

- После того, что узнали и поняли из бесед с вашими респондентами, на что бы вы направили средства государства для старшего поколения, если бы это зависело от вас?

- На развитие социальной занятости пенсионеров, открытие курсов, позволяющих получить им новую профессию. Знаю, что в Томске проводились однажды компьютерные курсы для пенсионеров, но о предложениях использовать где-то полученные навыки, кроме как в общении с друзьями, я не слышала.

Смотрите также: