"Неужели мы опять начнем переходы на зимнее и летнее время? Что это за бесконечные опыты политиков над людьми? Может, москвичам удобно, а нам, сибирякам, и без того солнца не хватает. Кажется, этот вопрос уже обсуждали и в нашей областной Думе. Спросили бы ученых..."
"Оставить летнее"
Бывший спикер областной Думы, политик Борис Мальцев был инициатором перехода нашего региона в новый часовой пояс, после чего разница во времени в Томске с Москвой стала три часа вместо четырех. Мы поинтересовались у Бориса Алексеевича, как он относится к очередной "новации" о возвращении к зимнему времени?
- Путаница со временем началась после революции, - говорит Борис Алексеевич, - когда ввели "декретное время", отличающееся от прежнего на час. Потом придумывали новые изменения, в результате которых разница томского времени с Москвой стала четыре часа, а у наших соседей - новосибирцев и омичей - три. Это было очень неудобно. На севере области, где у нас граница с тюменцами чисто условная, и люди в соседние поселки ездили на работу, вообще ерунда получалась - одни уже готовы трудиться, а другие только встают.
Мы дали соответствующие заключения ученых, привели медицинские показатели, говорящие о том, что четырехчасовая разница во времени отрицательно влияет на здоровье, и добились перехода в трехчасовой пояс. Что касается нынешних просьб к президенту снова перейти на зимнее время, потому что утром темно идти на работу, то я считаю, что этого делать не нужно. У нас зимой в Сибири, что на час разница, что на два - все равно темно. Зато летом день долгий.
"Не дело политиков"
Главный научный сотрудник Томского НИИ курортологии и физиотерапии, Заслуженный деятель науки России Евгений Левицкий возмущен попытками "новых игр со временем":
- Хватит толкать время туда-сюда, - говорит Евгений Федорович. - Тысячелетиями человек строил свою жизнь, равняясь на Солнце. Вставал на восходе, на закате готовился ко сну. И все живое на планете выработало соответствующие биоритмы, генетически их закрепило. Если человека искусственно сбивают с привычного биоритма, он испытывает стресс.
Нельзя ориентироваться в данном случае на "мнение большинства" - например, бизнесменов, которые хотели бы удлинить рабочее время суток, или любителей футбола, которым удобнее было бы смотреть игры в Европе. Это на выборах большинство и меньшинство должно быть определяющим фактором, а в том, что касается человека и природы, надо слушать биологов, геофизиков, медиков, занимающихся биоритмологией. Когда их не слушали и меняли время каждые полгода, "скорые" едва успевали отвозить больных с сердечными приступами и инсультами.
Время должно быть астро-но-ми-чес-ким! Оно отсчитывается от нулевого меридиана в английском Гринвиче - двенадцать часов на восток и двенадцать часов на запад, поскольку Земля совершает свой оборот вокруг Солнца с точностью до миллиардных долей секунды. И все живое приспосабливается к этому циклу.
Если в Гринвиче ноль часов, то в Москве три часа, а в Новосибирске шесть. В Томске и Кемерове, поскольку они восточнее Новосибирска, должно быть семь - прежняя разница во времени на четыре часа была более правильной. Но, если уже перешли на разницу в три часа и так мы живем давно, то менять снова на четыре - вредно. Также вредно возвращаться на зимнее время, все-таки летнее несколько ближе к астрономическому.
"Вообще главный арбитр в бесконечных спорах о времени, - говорит Левицкий, - петух! Он кричит начиная с четырех часов утра вне зависимости от того, какое время на людских часах. И он прав, потому что он ориентируется на солнце и дает знать, что оно скоро взойдет".
Смотрите также:
- Сергей Хлынин: "Политик должен брать обязательства" →
- На работу и в школу? По солнышку... →
- Отпуска мало не бывает? →