Смена идёт!

   
   

Едва волнения выпускников школ и их родителей закончились, начались волнения в приемных комиссиях вузов - состоится ли полноценный набор на первый курс. Дело в том, что в томских университетах около восьми тысяч бюджетных мест, а выпускников в области из-за "демографической ямы" - почти на две тысячи меньше. Насколько тревожна ситуация - об этом мы говорим с проректором по учебной работе Томского государственного университета, профессором Александром РЁвушкиным.

"Цепная реакция выбора"

- В принципе наши университеты никогда не были в узком смысле томскими и рассчитанными только на выпускников школ области, - сказал Александр Сергеевич, - да и создавались они изначально в расчете на подготовку кадров для Сибири и Дальнего Востока. И уже второе столетие идет цепная реакция выбора места получения высшего образования - после родителей, окончивших наши вузы, в Томск едут их дети, внуки.

Едут также знакомые наших выпускников и студентов, наслышавшись об особом культурном климате Томска, традициях томского студенчества. Едет молодежь из Кузбасса, где населения много, а вузов мало, едут из Новосибирской области, с Алтая, из пограничных с нашим регионом городов Красноярского края.

В советское время в томских вузах было очень много абитуриентов из Казахстана. С распадом Союза их сначала стало даже больше, потому что русские, посылая в Томск своих детей, стремились после того, как те здесь укоренятся, пере-

ехать к ним, получить российское гражданство. Сейчас поток абитуриентов оттуда меньше, но около десяти процентов ежегодно набирается.

- Но много лет томские власти "напрягали" вузы, чтобы сохранялось процентное отношение наших и иногородних студентов - шестьдесят к сорока. В последние годы это соотношение меняется практически в обратную сторону.

- Вообще сохранять пропорции 60 на 40 - не получится. Во всех вузах растет число студентов из Китая, Вьетнама, других стран, и оно будет увеличиваться со следующего года, когда откроется международный терминал в томском аэропорту.

"Куда распределить философа?"

- Что вы думаете о заявлении нового министра образования по поводу уменьшения числа вузов, так как специалистов с высшим образованием стало много, а рабочих остро не хватает?

- Когда я услышал это, подумал, что так мог сказать человек, который еще ни дня не работал министром. Поработает пару недель, и у него точка зрения изменится. И действительно, через какое-то время появились сообщения, что министра не так поняли, что он не то имел в виду... Образования много не бывает.

Многие развитые страны, например, Япония, говорят чуть ли не о всеобщем высшем образовании. Если бы у нас вдруг случился бурный всплеск экономики, как было в Китае, тогда да - нам надо было срочно готовить миллионы рабочих. Но пока не наблюдается появления многих новых крупных предприятий и свободных рабочих мест.

Другое дело, если речь идет о качестве образования и министерство готово концентрировать средства на определенные направления в определенных вузах. Но, кстати, само это министерство в прошлом безразмерно увеличивало число негосударственных вузов и разрешало в них готовить студентов по любым профессиям вплоть до специалистов по международным отношениям. В принципе, нельзя так подходить к делу - или все в вузы, или все в рабочие.

Проблема роста нового российского рабочего класса серьезная, и она кроется в заброшенности начального и среднего профильного образования, которое было в Советском Союзе на очень высоком уровне.

- И все же должен ли быть госзаказ на специалистов с высшим образованием и пусть не жесткое, но распределение выпускников вузов?

- Собственно говоря, количество бюджетных мест в вузах и есть, по существу, госзаказ. Что касается распределения, то сейчас с вузов серьезно спрашивают за трудоустройство выпускников, хотя наши возможности ограничены. Университеты основательно работают с крупными корпорациями по трудоустройству выпускников технического профиля - металлургической, нефтегазовой отраслями.

Но скажите, в какую отрасль мы можем распределять филологов, философов, тем более, что их готовят, что называется, поштучно. Поскольку в России нет прежней системы государственного планирования, вряд ли возможно возвращение распределения, хотя некоторые аналоги есть.

У нас, например, в Юридическом институте создается комиссия по распределению, в которой участвуют руководители правоохранительных органов. Рассматриваются заявки томских, иногородних работодателей, и, как правило, многие не удовлетворяются - не хватает выпускников, хотя все вокруг говорят, что в стране юристов переизбыток.

- Вы довольны разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру? Мне приходилось слышать критические отзывы о бакалаврах...

- Я работаю проректором без малого два десятка лет и помню, что наш университет ввел многоуровное образование еще до подписания Россией Болонского соглашения. В этой зарубежной системе обучения нас привлекало то, что она более полно реализует потребности личности, возможность построения предметных образовательных траекторий, появления в программах элективных факультативных курсов, что делает выбор студентом профессии более осмысленным.

Но мы тогда ввели специалитет - систему "четыре плюс один". То есть выпускник, проучившись после бакалавриата еще год, получал диплом специалиста. На наш взгляд это был мягкий путь вхождения в Болонский процесс, но, к сожалению, министерство нас не поддержало.

"Беда от частых реформ"

- Вернемся к начавшемуся набору в вузы. Частая тема разговоров на этот счет - падающий уровень школьного образования. А учителя говорят, что "стонут" только вузовские технари, потому что лучшие выпускники выбирают гуманитарные, а не инженерные специальности...

- Такая проблема есть, и для меня это особенно больная тема, потому что моя мама сорок лет работала учительницей. Факт, что качество общего образования в России снижается. По разным причинам, а не только из-за плохого финансирования и нехватки квалифицированных педагогов.

Главная беда - постоянное реформирование, постоянные эксперименты в общем образовании последние двадцать лет, желание затолкать в программу как можно больше разных новых предметов, появление десятков, и далеко не лучших, учебников для средней школы. По содержанию и структуре советское общее образование, особенно по физике, математике, химии, было сильнее нынешнего. Тем более, что классические учебники того времени хорошо дополнялись индивидуальностью педагогов, дополнительными занятиями в классах и лабораториях.

А теперь мы пришли к тому, что в инженерных вузах, после зачисления, появляются "курсы закрепления школьных программ". Нам в этом смысле полегче - при нашем университете уже почти полвека работает физико-математическая школа для учеников 7-11 классов.

Смотрите также: