Будучи настоятелем храма Владимирской иконы Божьей Матери города Северска, Михаил Максименко 13 лет назад организовал детский православный лагерь "Вифлеемская звезда". Популярность лагеря стала невероятной. Отец Михаил активно вел работу с молодежью, трудными подростками, детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей.
Но вот в этом году дело стольких лет оказалось под угрозой. Любопытно, что забили тревогу родители, общественность. Полюбившийся северским подросткам лагерь удалось сохранить... Об этом мы беседуем с директором "Вифлеемской звезды", священником храма Владимирской иконы Божьей Матери отцом Михаилом.
Нашли выход из положения
- Действительно, до последнего было непонятно, будет ли в этом году лагерь, - признает отец Михаил. - Это связано и с финансированием, и с кадровыми изменениями. Но сейчас решение принято. Будут сохранены 2 сезона по 15 дней. На сегодняшний день первый сезон уже гарантированно оплачен. Второй сезон откроется 17 июля.
Затем будет смена горная, когда мы с ребятами пойдем на Алтай. Многие дети могут платить за себя сами, но есть ребята, за которых заплатить некому. И владыка Ростислав пообещал взять на себя расходы за таких детей. Ведь по иронии судьбы именно у них наилучшие успехи в альпинизме.
- Отец Михаил, как вам удается добиться, что дети из благополучных семей уживаются с трудными подрост-
ками?
- Меня обижает, когда говорят, что "Вифлеемская звезда" - лагерь для трудных подростков. Я не считаю их трудными, хотя некоторые ребята на самом деле из непростых семей. Кроме того, мы активно сотрудничаем со службами соцзащиты, детскими домами, комиссиями по делам несовершеннолетних, которые также направляют нам ребят. Особенно активно - из Бакчарского и Кожевниковского районов. Но прежде всего, к нам рвутся сами дети.
Буквально сегодня подходил родитель и спрашивал, что будет делать моя дочь в лагере среди трудных подростков. Я объяснил, что никого насильно мы не затаскиваем, а лучше поинтересоваться у девочки, почему она хочет приехать сюда. Лагерь - это срез всей жизни. Здесь всякие дети - и благовоспитанные, и не очень, и веселые, и угрюмые, и хорошо справляющиеся со школьной программой, и не совсем. И чем быстрее ребенок начнет это понимать и видеть, тем лучше для него. А бояться, что дети чему-то плохому научатся - глупо. Скорее они этому смогут научиться в повседневной жизни, а не за короткий отрезок времени в лагере.
- "Вифлеемская звезда" заявлена православным лагерем, но я знаю, что в прошлом сезоне были дети и другого вероисповедания, и вовсе не исповедующие никакую религию?
- Для нас прежде всего важен отдых детей, оздоровление, а уже потом я как священнослужитель могу поговорить и о Боге. И если им это неинтересно или я их не заинтересовал, это моя неудача. Участвовать или не участвовать в этом - право каждого.
Были случаи, когда ребята приходили неверующими, а потом у них появлялось желание принять крещение, и мы совершали это таинство прямо в лагере.
- Как возникла идея создать лагерь?
- Когда была создана воскресная школа, мы быстро поняли, что одними уроками закона божьего ограничиваться нельзя. Есть такое понятие как каникулярная педагогика. В воспитании личности ей отводится большое место. Мало научить ребенка слагать и вычитать цифры, правильно расставлять знаки препинания, важно вырастить здоровую личность, а это возможно только при личном общении.
Мы решили создать летний лагерь для ребят из воскресной школы Северска. Вместе придумали название, разработали атрибутику, лагерь разбили в поселке Уртам. Я до Северска служил в Кожевникове, поэтому мы решили взять детей из Уртамского детского дома. Сперва жили в палатках, готовили на костре. Сейчас лагерь вырос. Ребята, которые были в первом сезоне, замечают эти отличия.
- А что этот лагерь лично для вас?
- Мне нравится работать с подростками, мне интересно с ними. Хотя каждый год в конце лета я говорю, что этот лагерь был последний. Я сам из трудных подростков, и во многих вижу самого себя. Многие задают вопрос, как я попал в церковь. В церковь я попал через спорт. А в спорт меня привел участковый.
- Как можно попасть в церковь через спорт?
- Эта история и с романтикой и с юмором. В перестройку, когда менялись приоритеты, все рушилось, нас отправили в секцию отряда особого назначения. Тогда никто не знал, что это такое, а сейчас это ОМОН. Мы занимались рукопашным боем, другими видами спорта. А я всю жизнь хотел быть офицером пожарной охраны. Это моя мечта. И когда мне было 12, участковый предложил организовать свою секцию. Я собрал ребят, начал заниматься пожарным спортом. Наш тренер для нас был всем.
Был момент, когда я ушел из спорта. Позже меня взяли обратно. И я всячески пытался загладить вину перед тренером. А он был прихожанином храма, и как-то раз он попросил ребят помочь в стройке церкви. Так неожиданно я попал в воскресную школу. Для меня было многое неожиданным, мы ведь все воспитаны советской пропагандой. А когда пришло время поступать, я долго думал и подал документы и в Екатеринбургское пожарно-техническое училище, и в духовную семинарию в Томске.
Когда приехал в Томск, где никогда не был, он мне показался таким родным, уютным, студенческая среда мне понравилась, что я решил остаться. И, посоветовавшись с друзьями, родными, решил уже не ехать в Екатеринбург.
- Большую часть времени с подростками вы посвящаете спорту?
- Логика проста. Подростка в 15 лет - а именно таков основной наш контингент, практически невозможно увлечь чтением умных книжек. А чем заниматься на природе если не спортом?
На мой взгляд, увлекает ребят альпинизм, туризм, походный спорт, единоборства. Какой мальчишка не мечтает быть лучшим в этом. Девчонки не отстают, им тоже интересно. Была возможность в прошлом году прыгнуть с парашютом. Многим понравилось. Мы привлекаем людей, которым можно подражать. Неофициально над лагерем взяли шефство военнослужащие из северской дивизии специального назначения. Причем это наши соседи по двору, а не с экрана сошедшие Рембо.
Смотрите также:
- Супруги Крис: "Пока дипломаты спорят, граждане влюбляются и создают семьи" →
- Лидия Александрова: "Быстрых результатов от военной реформы не ждите" →
- "С винтовкой у меня особый контакт" →