На днях в Новосибирске арестован 41-летний глава секты "Ашрам" Константин Руднев, которого знают и в Томске. Он, по сообщению пресс-службы ГУВД, обвиняется по статьям "Изнасилование", "Насильственные действия сексуального характера", а также в "создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей".
Увы, известны случаи, когда под влияние сект попадают и томичи. Более того, специа-
листы-психиатры бьют тревогу: население захлестнула волна шарлатанства, всевозможных белых и черных магов, колдунов, провидцев, личностей с исключительными способностями, "открывшимися" внезапно или после клинической смерти. Чем это опасно? Об этом мы беседуем с заведующим кафедрой психиатрии Сибирского государственного медицинского университета, профессором Петром Балашовым. Он это явление называет неосектантством.
"Творцы счастья"
- Петр Прокопьевич, почему неосектантство? И где вообще водораздел?
- Границу сектантства я вижу там, где людям внушают убеждения и верования в корыстных целях, для получения выгоды, уводя человека, группы людей от действительности, и, наконец, подчиняя их чему-либо или кому-либо, - говорит собеседник. - Люди, вовлеченные в секту, которая, конечно, так не называется, а носит современное, продвинутое название, становятся агрессивными. Характер работы сект изменился. Если раньше их лидеры внушали какие-то религиозные догмы, вырабатывали в человеке психологию раба, то сейчас могут создавать в обществе социальную напряженность.
Но они действуют более деликатно: убеждают людей, что знают и могут принести им счастье, создать путь к успеху. По сути, все это форма сетевого маркетинга, где товар - обещание научить быть успешным, стать лидером, авторитетом. На самом деле главное - обеспечить свою финансовую выгоду.
- Но это просто элементарное мошенничество?
- Так можно было говорить, если бы человека обманули на раз и оставили в покое. Но лидеры нового сектантства так просто человека не выпустят.
Они стали активно использовать понятие сексуальной свободы, морально опустошать личность, оттесняя людей (особенно молодых) не только от семьи, но и пропагандируя вообще отречение от родословной. Постепенно идет распад личности, и молодые люди становятся зависимыми от секты, связанными именно с ней псевдосемейными узами.
Лидеры нового сектантства действительно "опустились" от возвышенного к более реальной материи гонораров за семинары, клубные встречи, психотренинги. Они умеют привлечь людей создать ложные убеждения, тем более что им нередко помогают в вербовке (за плату, конечно) профессиональные психологи. При этом рушатся семьи, судьбы.
"Сами готовы жертвовать"
- Есть ли конкретные примеры?
- В Томске есть случай, когда женщина, попавшая под влияние секты, ушла из семьи вместе с тремя детьми. Другая история связана с девушкой-студенткой. Она случайно познакомилась в парке с двумя женщинами, которые завязали с ней разговор о счастье, любви, семье. Девушка прониклась, приняла приглашение приходить к ним домой для продолжения таких бесед.
В одно из посещений ее познакомили с молодым человеком, к которому у нее возникла симпатия, затем переросшая в более глубокие чувства. Начались разговоры о создании семьи, о том, что семье необходимо построить свой собственный дом за городом, но для этого нужны деньги. (Тут надо сказать, что в таких сектах, как правило, людей не заставляют приносить деньги и ценности, но создают такую обстановку, что они сами готовы жертвовать и приносить все, что нужно). Девушка стала резко отторгать свою семью, решила уйти из дома. Встревоженные родители обратились к спе-
циалистам-психотерапевтам.
В конечном итоге выяснилось, что у этого молодого человека еще несколько таких же "невест", и его используют, как приманку. Студентку с трудом удалось вывести из-под влияния секты, на которую, как оказалось, не раз жаловались в правоохранительные органы - уводят молодых людей из семьи в ашрам, то есть на общее поселение в загородный дом. В этом доме создается семья вокруг одного мужчины и нескольких его жен.
Такой агрессии
не было
- Но что же государственные службы, их специалисты - психиатры, психотерапевты не способны справиться с этой бедой?
- Дело в том, что такого массового проявления агрессивных состояний прежде не было. За последние два года обращений к нам по этому поводу стало гораздо больше. Существующая сейчас система психологической и психотерапевтической помощи пока еще только нащупывает шаги по оказанию помощи таким людям. Но человека, у которого нарушена адаптация, очень трудно снова выводить в естественное русло жизни после негативного психологического воздействия.
Тем более, что в ритуал взаимоотношений в сектах, на психотренингах почти всегда входят чаепития со специальными "заварками" наркотического плана (например, так называемые алтайские чаи), или вдыхание паров ритуальных свечей.
- Так что же делать? Есть ли выход?
- Считаю, что государство должно строже лицензировать услуги психологов, психотерапевтов, строже оценивать знания, способности новых творцов счастья. Сейчас все это пущено на самотек. Понятно, что часто в такие секты человека нередко толкает социальная нестабильность. Но ведь зависимых людей можно повернуть на любой путь - в секту или... партизанский отряд, как это было на Дальнем Востоке. Или то, что мы называем фанатским движением. Уже ясно, что в некоторых городах им воспользовались люди, которые понимают, что на этой почве хорошо приживаются агрессивные молодежные объединения.