В городе атомщиков Северске - время перемен. Сибирский химический комбинат стал частью Топливной компании "ТВЭЛ" Государственной корпорации "Росатом". По сути, СХК получил нового собственника, который начал на комбинате реализацию мероприятий по повышению эффективности работы. Изменения коснутся не одной тысячи человек, что порождает различные тревожные слухи.
Чтобы развеять их, с журналистами томских СМИ встретились начальник управления Росатома по работе с регионами Игорь Конышев и исполнительный директор дирекции по связям с общественостью ОАО "ТВЭЛ" Иван Дыбов. На встрече был и корреспондент "АиФ-Томск".
Вызовы времени
Прежде всего, речь пошла о том, почему стали необходимы изменения на СХК - достаточно стабильно работающем предприятии, от которого зависит весь город Северск. Объяснение такое. Все атомные предприятия Советского Союза и России развивались вне рыночной логики, имея достаточное, порой избыточное финансирование. Сейчас такого нет, и приходится ситуацию исправлять за счет снижения эксплуатационных затрат на излишние площади и большие энергозатраты, которые закладываются в себестоимость продукции. (Действительно, журналисты, не раз бывавшие на комбинате, знают, что цеха его заводов скорее напоминают аэродромы). Между тем 60% выручки СХК приходится на зарубежные контракты. А мировой рынок услуг и продукции, в том числе той, которую производят на СХК, ограничен. Конкуренция на нем жесткая.
Российские атомщики долгое время, да и сейчас еще, по своим обогатительным мощностям идут впереди, благодаря более передовой технологии. У них, это касается и СХК, устойчивые связи с потребителями, контракты на годы вперед. Но конкуренты не стоят на месте, также вводят более современные мощности.
Например, прямые конкуренты СХК нацелены на увеличение своих мощностей в 2,7 раза уже в ближайшие 10 лет, при этом у них издержки на производство продукции меньше. Вызовы времени таковы, что если мы не будем снижать затраты на содержание лишних площадей, энергопотребление, не сможем повышать производительность труда, то через год-другой рискуем потерять часть своей доли рынка.
Именно структура Топливной компании позволяет исправить ситуацию, так как, во-первых, она может предложить не один вид продукции, а комплексные услуги. Например, построить в той или иной стране завод по фабрикации топлива, который будет гарантированно обеспечиваться российскими услугами по обогащению урана и получать передовое оборудование и технологии.
Раньше такие комплексные услуги отдельные предприятия предлагать не могли. Во-вторых, ТВЭЛ имеет опыт реализации программ по снижению затрат на содержание площадей, по энергоэффективности. В прошлом году, например, предприятиями топливной компании за счет снижения потребления энергоресурсов было сэкономлено 224 миллиона рублей.
"Выталкивать на улицу никто не будет"
Есть также у Топливной компании, как объяснили организаторы пресс-конференции, положительный опыт выведения из состава головного предприятия так называемых обеспечивающих подразделений, не относящихся непосредственно к производству основной продукции, в том числе бытовых, транспортных управлений, комбинатов питания. Опыт ТВЭЛ показал, что построение новой функциональной структуры предприятия, модернизация производственных процессов позволяют увеличить производительность труда и заработную плату сотрудников, что стимулирует и социально-экономическую жизнь региона.
На пресс-конференции также сообщили о создании Научно-технического центра СХК, который будет обслуживать все предприятия Топливной компании, за счет чего можно получить дополнительные заказы и создать новые рабочие места. В этой связи надо сказать, что ТВЭЛ - базовая компания Росатома по взаимодействию с корпорацией Роснанотех, и планирует работать над многими новыми проектами.
"При реструктуризации СХК, - рассказал Иван Дыбов, - будут создаваться дочерние общества на базе сервисных и обслуживающих активов. Они при сохранении гарантированного заказа со стороны СХК получат возможность работать для внешнего рынка.
При этом сотрудникам новых "дочек" как минимум на год сохраняются все социальные гарантии, которые они имели на СХК". При выводе в дочерние общества специальные комиссии будут рассматривать бизнес-план компании, создаваемой на базе соответствующего подразделения комбината, и, если у нее нет вариантов закрепиться на рынке, то "выталкивать" ее на улицу никто не будет, обещают представители топливной компании. ТВЭЛ сейчас организует образовательные программы для руководителей "дочек", чтобы помочь им работать в новых рыночных условиях. И наконец, позиция ТВЭЛ - все деньги, которые удастся сэкономить за счет энергоэффективности, уменьшения площадей, предприятие может направить на рост заработной платы сотрудников и на инвестиции в развитие производства.
"Позаботимся о каждом"
И все, же многих работников СХК волнует, будет ли у них работа, если планируется сократить несколько тысяч человек.
На это представители Росатома и ТВЭЛа дали вполне конкретные ответы. Во-первых, программа реструктуризации рассчитана не на один год, а значит, оптимизация численности за счет реструктуризации будет производиться постепенно, прежде всего, за счет ухода пенсионеров - на предприятии сегодня около 2 тыс. человек пенсионного возраста и столько же предпенсионного. При этом вакантные места заполняться не будут. Ряду опытных, ценных сотрудников могут предложить работу и на предприятиях ТВЭЛа в других городах.
"В любом случае с каждым человеком будет проведена беседа о его дальнейшей судьбе, - говорит Иван Дыбов. - Практически каждую неделю представители компании ТВЭЛ проводят встречи со специалистами СХК по поводу нового облика тех или иных подразделений. Утверждены планы, графики переходного периода. Реализация их, результаты сокращения производственных площадей, затрат энергоресурсов докладываются на оперативных совещаниях. Встречаемся с молодыми специалистами.
Мы понимаем важность общения с коллективом, стараемся подробно разъяснять людям, что делается и почему. На каждом предприятии СХК есть специальные ящики, куда каждый анонимно или подписавшись, может опустить письмо с вопросом, замечанием, предложением в адрес президента ОАО "ТВЭЛ". Вскрываются ящики только представителями компании ТВЭЛ, руководство которой затем отвечает на все вопросы". (Есть подобные ящики и для вопросов директору СХК)
Не будет такого, уверяют представители топливной компании, что людей просто выставят на улицу. Сервисные организации (например, предприятия транспорта, комбинат питания) перейдут в свободный рынок, потому что СХК дешевле заказать и оплатить им услуги, чем содержать. Однако примеры других закрытых городов показывают, что эти предприятия не погибают, а даже начинают жить лучше.
Например, в родственном ЗАТО Озерск комбинат питания стал, по сути, монополистом в этом виде услуг, так как город находится в 130 километрах от областного центра, а транспортное предприятие свои маршруты продлило далеко за пределы Озерска по всей Сибири. "Наша задача, - сказал Игорь Конышев, - найти сервисному предприятию руководителя, обучить его, проследить, чтобы он не "завалил" работу, одним словом, мы не дадим этому предприятию погибнуть". "Как раз сейчас, - добавил Иван Дыбов, - мы рассматриваем бизнес-план по каждому предприятию".