В Томске, в краеведческом музее, открылась необычная выставка - "Сохраненные шедевры". На ней представлены работы, отреставрированные талантливым мастером - Натальей Добрыниной.
Все работы особенные
По первому образованию Наталья Добрынина инженер-физик. Возможно, сегодня о ней говорили бы как об известном специалисте в этой области. Но судьба решила по-другому. Увлечение историей и архитектурой Томска изменило ее жизнь и профессию.
Сегодня Наталья Добрынина признанный мастер, реставратор, может давать советы. Она - член Томского отделения Союза художников России, ею оживлены почти 500 работ.Большинство отреставрированных полотен уже являются экспонатами выставок в музеях других городов. Одна из самых известных - картина Карла Христинека 1768 года "Портрет графа Орлова", выставленная в художественном музее.
На персональной выставке представлены полотна томских художников Кошарова, Мако, Смолиной, Базановой, Тихомировой. Помимо самих работ, в экспозиции много фотографий. На них запечатлен процесс изменения картины во время реставрации. По этому фотоотчету можно проследить, какой колоссальный труд необходим, чтобы спасти картину.
Призраки картин
Нередко полотна таят в себе тайны и загадки. Так случилось с работой томского художника Зырянова. В художественном музее хранится его автопортрет.
Когда картина поступила на реставрацию, то холст был наклеен на фанеру. И во время отслаивания на обратной стороне холста Наталья Порфирьевна обнаружила натюрморт. Решили сохранить обе картины художника. Работа предстояла непростая. Реставрация шла сразу с двух сторон. Приходилось использовать специальные крепления, особенный подрамник. Картина была сильно обрезана, приходилось надставлять кромки. Кроме того, написана она на очень редком холсте, было много утрат, кое-где понадобилось вставлять нити. Сегодня эту работу можно увидеть на выставке. Она выставлена так, чтобы можно смотреть как с одной стороны полотна, так и с другой.
Сегодня Наталья Добрынина работает над реставрацией картин интересного сибирского художника Александра Моисеенко. Его полотна не так давно обнаружили у себя в фондах сотрудники новосибирского музея.
- Какие там оказались цвета! - восхищается Наталья Порфирьевна. - Всем настолько понравились эти картины, что решено было устроить персональную выставку художника.
Мечта сбылась частично
О работе реставраторов большинство из нас судит лишь по эпизодам в популярных фильмах. Там используются суперсовременные рентгены, сканеры, инфракрасные установки. В реальной жизни о таком исследовании можно только мечтать. Разные высокотехнологичные приборы в реставрации, конечно, применяются. Вот только есть они лишь в столичных реставрационных лабораториях.
- Конечно, для многих работ нужна серьезная исследовательская техника, - рассказывает Наталья Порфирьевна. - Но в большинстве случаев приходится обходиться собственными силами.
И здесь уже все зависит от опыта реставратора, его чутья, восприятия.
- Никогда не знаешь, как себя поведет то или иное средство, что с ним случится с годами. С новыми материалами все не так просто. Вот так одно время рекомендовали использовать воско-смоляную мастику. А картины от нее начали сильно темнеть. Сегодня ее уже никто не рекомендует.
Много лет назад у Натальи Порфирьевны была мечта создать в Томске настоящий реставрационный центр. Где бы работали мастера разных направлений. Реставраторы по ткани, бумаге, темпере, рамам, дереву, масляной живописи. Но эту мечту так и не удалось воплотить в жизнь.Зато у нее в семье такой мини-центр реставрации получился. Дочь Елена продолжила дело Натальи Порфирьевны.
- Не совсем так, - говорит Наталья Добрынина. - Она реставратор по ткани. А это другое направление. Там своя специфика, свои тонкости.
Но одно можно сказать точно. Натальи Порфирьевне удалось передать любовь к своей профессии, такой интересной и удивительной.
Смотрите также:
- Герман Завьялов, художник: "Картина - мое восхищение миром" →
- Дон Кихот в подарок →
- Искушение Шагалом →