С флагом под рев болельщиков

   
   

Это традиция. Наездница скачет по кругу со знаменем клуба. На флаге изображение лошади - подобное тому, как на гербе Томска. Наездницу зовут Екатерина Рякина. Она логист одной из транспортных компаний.

Любовь к лошадям у Кати с пяти лет. В книгах девочка подолгу рассматривала снимки арабских скакунов. И из игрушек предпочитала исключительно лошадок. В одиннадцать лет, проявив завидную самостоятельность, пришла в конноспортивный клуб "Русская тройка", о котором теперь с любовью говорит: "Это моя школа, которая помогла мне приблизить мечту - сесть на коня".

"Хочешь кататься,

поработай совком"

Мечта приближалась с ежедневным запахом конского пота и навоза, тяжелой работой - чистить лошадь, убирать за ней, таскать ведра с опилками, выгуливать. Поразительно, как одиннадцатилетний ребенок выдерживал эти нагрузки, параллельно с учебой в школе, не бросил клуб после первого падения с большого серого коня Урала, который вдобавок наступил девочке на руку. Но когда теперь Катя говорит: "Я полжизни отдала лошадям", - это не звучит высокопарно.

- Основным доходом клуба, - рассказывает Катя, - был прокат лошадей в горсаду, но по мере возможности взрослые занимались с нами, с детьми, учили садиться на коня, ездить по кругу. Эти поездки надо было заработать. Вместе со взрослым сотрудником клуба мы выезжали в горсад катать детей, и моя задача была подбирать совком лошадиные кучки, а в морозные зимние дни прогуливать лошадей, чтобы они не замерзли, если долго нет клиентов. Ежедневный прокат длился часов десять. Награда за 20 часов - проехать на лошади по кругу, за 40 - прогулка на коне в лес. И однажды наступил момент, это было летом, когда мне самой разрешили увести лошадь на поводу с конюшни в горсад. Конь Шмель был маленький, смирный. Я не послушалась, села верхом, и Шмелик неожиданно понес галопом. Было страшно, но я не сдалась, не упала, усидела и, главное, объехала все машины.

"И я срываю шарф, как

"последнюю гранату"

- Я была в восторге, когда первый раз пришла на матч "Томи" и увидела этот красивый выезд всадницы с флагом, - рассказывает Катя. - Тысячи человек, все внимание на всаднице, аплодисменты. И загорелось - мне бы так красиво пролететь по кругу, как эта наездница. Решила - если быть не на этом коне, то хотя бы рядом с ним. Стала помогать с лошадью наезднице, Ирине Килеевой, подавала ей флаг перед выездом. Ирина лет пять ездила на жеребце Лазурный, но однажды случилось несчастье, Ира сломала руку. Мне предложили ее заменить.

Для меня это была большая честь. Первый раз жутко боялась - как с моими пятьюдесятью килограммами с этой тонной живого веса управлюсь. Вдруг не удержусь сама или флаг в руках не удержу, он очень тяжелый. Или Лазурный не пойдет, он ведь к Ирине привык. Но конь оказался молодцом, скакал галопом, даже как-то радостно. Конечно, я ничего вокруг не видела, все слилось, увидела только папино лицо, знала, где он сидит...

Когда Лазурному исполнилось 21 год, его отправили на почетную пенсию (ее обеспечивает клуб). Конноспортивный клуб "Жокей" предложил "Томи" красивого орловского рысака по кличке Виток. Катя зовет его просто Витя, Витюша, Тюша. Теперь уже девушка переживала не за себя - за Витю: не испугается ли, когда трибуны взревут, взвоют трубы, ударит барабан, "понравится" ли древко флага у седла. Месяц до начала сезона тренировались на конюшне, включая запись шума стадиона.

- Первый раз Витя нормально прошел до поворота, а потом, видно, подумал, а нужно ли это ему, - смеется Катя, - притормозил. Но мне удалось справиться, он поскакал дальше. Но все равно целый сезон с ним "воевали", то нормально проскачет, то притормаживает. Да, на втором матче случился конфуз по моей вине.

Был очень сильный ветер, а флаг у нас большой, удержать было трудно, я попросила у болельщика поменьше. Скачу и вдруг слышу вместо аплодисментов... смех трибун. Посмотрела вверх - флаг сорвало, в руках только древко. Тогда я эту палку бросаю, срываю с себя шарф "Томи", как "последнюю гранату", и скачу уже под аплодисменты. Второй сезон у нас с Тюшей приключений не было, даже рев фанатов "Спартака", "Зенита" и ЦСКА его уже не пугает.

Волшебная кучка

- Катя, лошади, как известно, существа необычайно чувствительные. Нет ли в поведении Витка чего-то, что предсказывало бы результат матча?

- Ох, есть. Если в самом начале выезда он сделает кучку - будет победа "Томи" или ничья. Не сделает - проиграем. Болельщики у северной трибуны это знают и кричат: "Была кучка?". Такое дело. Я его даже иногда кормлю специально перед игрой, но Витя как будто чувствует провокацию и делает так, как он сам считает нужным...

* * *

   
   

Один из давних болельщиков "Томи" признался мне однажды: "Так здорово, что клуб придумал эту традицию. Каждый раз эмоции захлестывают. Девушка на коне - такое чудо!"

Смотрите также: