Загадка века сто лет будоражит умы

   
   

Феномен, названный "Тунгусским метеоритом", до сих пор вызывает острые споры специалистов...

Сто лет назад в бассейне реки Подкаменная Тунгуска раздался взрыв, а возможно серия взрывов, общая мощность которых в две тысячи раз превышает мощность атомного взрыва в Хиросиме. Столетние попытки разгадать случившееся в сибирской тайге не увенчались результатом. Томские ученые приняли активное участие в этих исследованиях. Начиная с 1959 года Комплексная самодеятельная экспедиция (КСЭ) томичей ежегодно организует работы в районе загадочной катастрофы. Наш корреспондент расспросил организатора и руководителя первых экспедиций КСЭ доктора биологических наук, профессора Томского государственного университета Геннадия Плеханова о существующих версиях феномена и личной точке зрения ученого.

"Тайна магнетитовых шариков"

- Геннадий Федорович, как случилось, что почти сразу после Великой Отечественной войны, когда полстраны еще лежало в развалинах, когда люди только-только "остывали" от горя, страданий и лишений, умы взбудоражила тайна Тунгусского метеорита.

- Мне кажется, что это как раз символично - полнота чувств и жажда новых ощущений людей после четырехлетнего напряжения всех сил и чувств. В 1946 году произошла бурная дискуссия между писателем-фантастом Александром Казанцевым (кстати, бывшим студентом Томского политехнического института) и Комитетом по метеоритам по поводу того, что случилось в районе Тунгуски. Казанцев доказывал, что это был взрыв инопланетного космического корабля. Комитет, основываясь на данных первого исследователя феномена Леонида Кулика, считал, что в тайгу упал большой метеорит. Почему? Дело в том, что в 1947 году на территорию страны упал большой метеорит, названный Сихотэ-Алиньским. В районе падения было обнаружено много микроскопических магнетитовых железно-никелевых шариков, которые сдувались с раскаленного космического тела при вхождении в атмосферу. В Комитете по метеоритам говорили, что подобные шарики были в пробах почвы, взятых во время экспедиции Кулика. Эта информация попала в прессу, и появились статьи под сенсационными заголовками типа "Тунгусский метеорит найден". Как позже выяснилось, журналисты поторопились.

- КСЭ, как я помню, создавалась в конце пятидесятых годов. Почему в Томске произошел всплеск интереса к тунгусскому чуду, и как в сфере этого интереса оказались вы, врач - инженер бетатронной лаборатории мединститута, и ваши друзья самых разных профессий?

- Отцов-основателей КСЭ кроме меня было еще пятеро - Краснов, Кувшинников, Васильев, Журавлев, Демин. Мы были заядлыми туристами. А в 1958 году москвич Кирилл Флоренский возглавил экспедицию Комитета по метеоритам в район "падения метеорита". Экспедиция вернулась с двумя неожиданными результатами. Во-первых, в почве на самой Тунгуске не было обнаружено магнетитовых шариков, хотя экспедиция была оснащена специальными приборами, для обнаружения металла. Более того, и в пробах почвы, которые остались на старой заимке Кулика, таких шариков тоже не оказалось. Стало понятно, что в Комитете по метеоритам просто случайно загрязнили пробы почв из района Тунгуски, когда строгали и пилили сихотэ-алиньские образцы. Некоторые участники экспедиции Флоренского высказали сенсационную гипотезу (в духе Казанцева о взрыве космического корабля) о том, что Тунгусский метеорит взорвался в воздухе. И вот тогда мы решили съездить на Тунгуску, проверить, есть ли там повышенная радиоактивность, с помощью имеющейся у нас аппаратуры.

Королев: "Найдите дюзы космического корабля"

- То есть вы хотели найти ответ почти на самый главный вопрос насчет космического корабля - наличие радиоактивности было бы весомым фактом на этот счет. Удалось?

- Радиоактивность мы действительно обнаружили, и газета "Советская Россия" написала об этом как о косвенном подтверждении теории Александра Казанцева. В московских научных кругах нашими данными заинтересовались, и я поехал с отчетом об экспедиции в несколько институтов, в том числе "закрытый" Курчатовский. В него, в те времена сверхсекретный, меня не пустили, слушание отчета об экспедиции томичей происходило на квартире академика Леонтовича. Я о наших данных докладывал аккуратно: да, есть радиация, но природу ее мы точно не знаем, может, это местная геохимическая аномалия, связанная с наличием урановых руд, а возможно, это результат выпадения осадков после испытаний ядерного оружия в недавние времена. Нам надо еще раз съездить и проверить более детально. "Любопытно, - сказал после обсуждения нашего отчета Леонтович. - Ребята вроде дельные. Дадим им миллиона два на дальнейшие исследования". У меня глаза - на лоб. Мы мечтали о 10-20 тысячах рублей, прошлый раз на билеты еле денег наскребли. Леонтович позвонил ученому секретарю Академии наук академику Арцимовичу, и тот дал указание Сибирскому отделению академии. Нам выдали сто тысяч на вторую экспедицию.

Она состоялась в 1960 году. Интересен ее состав. Кроме томичей в нее вошли ученые из Института прикладной геофизики - они хорошо знали, где и какие радиоактивные осадки выпали на территории страны. А поскольку дело стало сенсационным, к нам добавили и людей из космического ведомства. Кошелев, начальник этой группы, говорил мне, что Сергей Павлович Королев, главный конструктор, сказал ему: "Привези мне дюзы инопланетного космического корабля". В программу работ входили исследования не только радиоактивности, но и необъяснимого гигантского вывала леса, пожара на большой территории. Дюзы космического корабля мы, конечно, не нашли, но доказали, что повышенная радиоактивность связана не с метеоритом, а с осадками ядерных испытаний. Комитет по метеоритам сразу же стал готовить третью - почвоведы, лесоведы, болотоведы... По результатам этой экспедиции руководитель экспедиции с нашим участием, в состав которой вошли и "узкие" специалисты, -Комитета по метеоритам академик Фесенков стал готовить документы на присуждение группе ученых Государственной премии за работу по Тунгусскому метеориту, считая его тайну раскрытой. Мне пришлось довольно резко выступить против такой точки зрения, против метеоритной теории, якобы абсолютно доказанной. Выдвижение на Госпремию не состоялось, наши пути с Комитетом по метеоритам разошлись. Томская Комплексная самодеятельная экспедиция решила заниматься сбором данных и их анализом самостоятельно...

О других версиях феномена "Тунгусский метеорит", мнении самого Геннадия Плеханова и о том, что стало с киноматериалами первого исследователя Подкаменной Тунгуски Леонида Кулика, читайте в одном из следующих номеров "АиФ-Томск".

Наша справка. Исследовать, что случилось в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, Леониду Кулику уже в советское время поручил великий ученый Владимир Вернадский. В 1921 году Кулику добраться до места "падения метеорита" не удалось. В 1927 году он обнаружил гигантский вывал деревьев, но не нашел ожидаемого кратера. Еще 13 лет Кулик вел исследования, пытаясь найти осколки метеорита, но не нашел. В начале войны он ушел добровольцем на фронт и в 1942 году погиб.

Смотрите также: