ЧП в спецшколе: кто виноват?

   
   

Они поехали искать приключений в Томск. Теперь подростку светит недетский срок.

Трагический случай в Александровской спецшколе для трудных подростков вызвал большой резонанс. Еще бы: сбегали - да, хулиганили - да. Но чтобы один ученик убил другого...

Это произошло вечером в воскресенье, 16 марта. Согласно предварительному следствию, пятеро учеников спецшколы решили "отдохнуть" в Томске. Пешком отправились в соседнюю Малиновку, чтобы сесть на автобус. Пошли почему-то железнодорожными путями. Здесь все и произошло: между двумя приятелями, практически ровесниками (одному уже 16, другому должно было исполниться), видимо, вспыхнула ссора. Закончилась она убийством: Олег С. нанес Володе Бирюкову несколько смертельных ударов ножом. После этого вся компания поехала, как и собиралась, в Томск. Прогуляв всю ночь в городе, наутро ребята вернулись в школу... В понедельник же машинист поезда обнаружил тело погибшего мальчика.

Олега, который во всем сознался, задержали по горячим следам. Возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ ("Убийство"). Парню грозит совсем недетский срок. Между тем проверки начались в самой Александровской спецшколе. Как могло такое случиться, что подростки ушли без разрешения и почему учителя, вопреки инструкциям, вовремя не забили тревогу и не обратились в милицию? Обвинение серьезное. Что могут противопоставить ему учителя? Мы отправились в Александровское (Томский район).

Слушали только директора

Школа для трудных подростков в самом центре села. Без всякого труда заехали во двор - никакого забора и охраны. Фотография в черной рамочке с надписью "Мы помним тебя, Володя!". Было тихо - шел урок.

Журналиста встретили настороженно: департамент образования запретил общаться с прессой. Но, услышав, что педагогов упрекают в бездействии, они согласились поговорить.

На сегодня попытка разобраться и найти виновного привела только к одному результату: директора спецшколы Александра Гарейшу попросили написать заявление об увольнении. Что он и сделал. Только кто придет на его место, большой вопрос. Больно уж незавидное хозяйство достанется новому руководителю. 70 "веселых" деток со всей области: хронические прогульщики, беспризорники, правонарушители, отторгнутые "обычной" системой образования. Взрослые, считай, дядьки, которых заставили сесть за парту, чтобы окончили хотя бы девятилетку и поступили в ПТУ. Если все так и будет - считай, счастливый сценарий жизни.

Воспитывает этот контингент практически женский коллектив педагогов. Не суперагентов 007, а обычных деревенских жительниц, которым иногда нечего противопоставить силе своих подопечных:

- Ну вот, уходит он, и что, учительница разве его остановит? Да он пошлет ее матом, и все, - приводит типичный пример взаимоотношений завуч Наталья Всеволодовна. - Если они собираются в туалете, мы не можем туда зайти. Боимся.

Да что там женщины: недавно в школу пришел математик, Ким Дмириевич Луканин. Пенсионер, всю жизнь проработал учителем и директором средней школы. Казалось бы, уж его-то трудно удивить! Но и он был в шоке от своих новых учеников:

- Очень мне тяжко, - вздыхает Ким Дмитриевич. - Скорей бы год доработать...

Если пацаны начинают драться на уроке, он скорее бежит к Александру Федоровичу. Тот их точно успокоит, потому как директор - единственный авторитет для ребят. Он лично каждый вечер строит их на линейку перед отбоем. Как назло, в тот вечер директора не было - загрипповал.

"К таким отлучкам мы привыкли"

О событиях 16 марта в школе рассказывают так:

- Когда ребята отпросились погулять на школьном дворе, мы не заподозрили ничего плохого. Привычное дело - парни курят на улице, играют в футбол, девочки к ним приходят. Но к отбою, полдевятого вечера, они не вернулись. Воспитательница начала их вызванивать по сотовому. Без двадцати десять наконец дозвонилась одному из них. Он сказал: "Не волнуйтесь, мы в городе, на квартире, завтра утром будем". Мы и приняли такое решение - ждать до утра.

В конце концов, здесь же не тюрьма, а школа. Ученики имеют право уехать отсюда, тем более что они уже люди взрослые и самостоятельные. Одному из сбежавших исполнилось 18 лет.

Педагоги не согласны с тем, что нарушили инструкцию. В ней и в самом деле есть схема действий в подобных случаях. Но про время, через которое нужно начинать поиски, не сказано ни слова. В голове же воспитателей сидел всем известный стереотип про трое суток.

Отличались ли главные герои этой драмы от других детей? Вряд ли, их истории типичны для этого учреждения. Вова жил в Белом Яре с мамой и отчимом, с которым не мог найти общий язык. Олег из Томска, где у него живет бабушка. Она не справлялась с внуком и отправила его в Александровское. Родители парня сидят в тюрьме. Каковы были взаимоотношения двух подростков, и что стало поводом для ссоры, разберется следствие. Но как предотвратить подобное?

Нужна жесткая рука... и охрана

Совершенно очевидно, что, называя Александровскую школу обычной, чиновники лукавят. Если в школе 70 "особых" детей под одной крышей, значит, нужны особые меры организации. И это в школе прекрасно понимают:

- Прошлой осенью наше руководство обратилось в департамент образования с просьбой придать учреждению закрытый, режимный статус, - рассказали мне. - Поставить забор, КПП, запретить доступ посторонним (конечно, кроме родителей и общественности). В ответ была тишина.

Сейчас провинившегося школяра нельзя наказать ничем, кроме выговора. Надо ли говорить, что подростки, прекрасно это чувствуют. Отсюда и отлучки, и хамство. Учителя не скрывают обиды: сейчас многочисленные проверяющие указывают на ошибки. Вместо того чтобы помочь:

- Тот же тренажерный зал сделать, чтобы детям было чем заняться... Стадион, на который нам пять лет деньги обещают. Да тот же инструмент купить в мастерские! - говорят сотрудники спецшколы.

В конце разговора они просят: "Вы только не пишите, что они все тут у нас хулиганы и невоспитанные. Мы с ними работаем, как можем. Нас часто родители потом за терпение благодарят, из училищ хорошие отзывы приходят".

Да, они делают, что могут. Но как долго все будет строиться на личном энтузиазме?

Комментарий в тему

Василий Околелов, начальник отдела департамента общего образования администрации Томской области:

- Статус Александровской школы как открытой будет сохранен. Ведь закрытое учреждение, по сути, уже тюрьма. Зачем в этом возрасте знакомить детей с тюрьмой? Тем более что у нас есть примеры успешной реабилитации здешних учеников. Другое дело, что в учреждении есть ряд проблем, которые надо решать и которые требуют больших финансовых вложений. Надо пересматривать штатное расписание. Надо, чтобы дети были заняты все время, за исключением сна. Как это сделать? Спецшколе передали здание сельского ДК, который можно превратить в досуговый центр. Есть рядом и большая поляна, на ней можно оборудовать спортивную площадку. Сейчас мы будем убеждать руководство области, в том числе областных депутатов, что нужно выделить деньги на эти цели.

Смотрите также: