На работу и в школу? По солнышку...

   
   

Трудно понять, почему маленьких детей в Сибири, зимой надо поднимать в семь утра, тащить в школу, детсад ни свет ни заря. Тем более что в связи с переходом на зимнее время просыпаться детям приходится на два часа раньше восхода солнца. И взрослый -то человек с трудом продирает глаза. Почему хотя бы на час не изменить расписание - начинать занятия в школах с девяти. Ведь издавна люди равняли свой день по небесному светилу.

"Можно говорить о своеобразном хронопротесте"

Томичка, чье детство в советское время проходило попеременно то с родителями в Норильске, то у бабушки в большом сибирском селе, так рассказывала о смене ощущений. "В норильской школе высидеть первые три урока - это была просто "казнь египетская". Голова тяжелая, изо всех сил таращишь глаза, чтобы не задремать. Да еще первым часто делали физкультуру - наверное, чтоб мы быстрее проснулись - это уже было просто издевательством, мы еле шевелились. В деревне у бабушки уроки начинались, когда солнышко уже во все небо играло. В школу бежала с радостью, в душе было что-то неосознанно светлое, какая-то детская благодать".

Конечно, Томск не Норильск, но очевидно и здесь нарушение баланса между временем, которое нам диктует законодательство, и способностью организма человека адаптироваться, - говорит заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии Сибирского государственного медицинского университета, профессор Петр Балашов. - Энергетики, экономисты могут сколько угодно доказывать выгоду перехода на зимнее время, рисовать графики, считать киловатт-часы, но детский организм первым сигнализирует своим психическим состоянием, что взрослые напридумывали не то и не так. И проблемы не только у малышей.

Многие подростки в переходное время реагируют непредсказуемым поведением, ведут себя вызывающе и хотя прямую зависимость в каждом случае доказать трудно, все же можно говорить о своеобразном хронопротесте молодого организма. Логично было бы выстроить систему детской защищенности во время перехода на зимнее время. Возможно, перенести занятия первых - седьмых классов с утра на час позже или вообще на вторую смену. Психологам - а они сегодня есть в каждой школе - внимательней присматриваться к детям, проводить психологическую поддержку и коррекцию нуждающимся в этом. Давать рекомендации детям и родителям, когда ребенку лучше делать домашнее задание, как завучам, педагогам варьировать нагрузку для учеников и...для самих себя.

Изучалось ли, как реагируют взрослые при переходе на "зимнее" время, а затем снова на "летнее"?

Такие исследования проводил Институт психического здоровья Томского научного центра, сотрудники нашей кафедры, новосибирские медики. Кроме детей, остро чувствуют изменение временных ритмов люди возрастной группы 45 лет и старше. Те, кому от 18 до 45, переносят такие перегрузки почти нормально, хотя и в этой группе есть те, кто "ломается". Но у большинства все же после трех-четырех циклов летне-зимней смены времени организм самонастраивается на такие изменения. Организм ведь мудрее всех наших законодательных актов. У старшей возрастной группы хронопротест организма сильнее. Смещение продолжительности светового дня вызывает так называемые хрононеврозы. Первый сигнал - нарушения цикла сна и бодрствования, снижается работоспособность, появляется раздражительность, обостряются сезонные заболевания.

"Не надо стесняться идти к специалистам"

Как человеку среднего возраста почувствовать, что он зависим от сезонной смены времени?

Формируется так называемый класс малых болезней. Появляется легкое недомогание, как говорят в таких случаях люди о себе: ни больной, ни здоровый. Легкие недомогания усиливаются, появляются неприятные ощущения в области сердца, хотя до этого человек, как говорится, вообще не знал, где оно находится. Появляется непроизвольная одышка, случаются внезапные головные боли, головокружения, меняется температура. Одни сравнительно быстро приспосабливаются, у других недомогания становятся хроническими - трудное засыпание, просыпание не отдохнувшим, как после работы, легкая сонливость в течение дня. Многие замечают, что не всегда справляются с обычными дневными обязанностями. Могут усиливаться бронхолегочные заболевания, кишечный дисбактериоз...

К психиатрам, психотерапевтам иногда обращаются люди и просят помощи не всегда осознанно именно из-за смены временного режима, но при обследовании оказывается, что именно эта смена вызывает у них негативную реакцию. И им необходима психологическая коррекция, научение аутогенной тренировке. Не надо стесняться обращаться к специалистам даже в случае если недомогание кажется небольшим, чтобы не просмотреть сезонные климатические неврозы, (являющиеся результатом нарушения хронорежима), которые надо лечить более серьезно.

Вы назвали целый букет недомоганий, но ничего пока не сказали о зрении...

- Зрение очень чувствительно к увеличению темной части дня. Новосибирские медики под руководством Влаиля Казначеева исследовали эту проблему и разработали определенные технологии, позволяющие оптимизировать зрение. Кстати, в некоторых школах Норильска проводится сейчас тренажерная гимнастика глаз, фиксация зрения с помощью увеличения освещенности потолка. Есть кабинет светотерапии, моделирующий периоды светового дня от восхода до заката, в самом нашем северном городе, Стрежевом...Но, думаю, сейчас уже трудно определять, от чего быстрее портится зрение детей, от компьютера и телевизора или от более продолжительного темного времени суток.

Чалдонам легче?

Считается, что человек, родившийся в Сибири, легче переносит тот факт, что у нас не хватает солнца, дневного света...

- Смотря, в каком поколении этот человек - сибиряк. Чем древнее сибирская родословная (три-четыре поколения - это чалдоны), тем больше гарантия того, что у них не нарушается состояние психического здоровья при часовых переходов и малости светового времени зимой. У приезжих сложнее, случается, что первой начинает бунтовать эндокринная система. В проводимых исследованиях был отмечен такой факт. В Стрежевом на обслуживании нефтепровода работали девушки из Ленинградской области. Здесь они выходили замуж, но ... в течение нескольких лет не могли забеременеть. При возвращении на родину через какое-то время беременели и рождали здоровых детей.

***

В Томске много говорят о транспортных пробках по утрам, о загруженности пассажирского транспорта. Простой перенос начала занятий в вузах, техникумах и школах на час позже, решит проблему в городе, где учится и преподает по крайней мере 150 - 200 тысяч человек. И сохранит им здоровье.

Смотрите также: