Леонтий Усов, скульптор: "Нам всем пора ставить клизму"

   
   

Художник, скульптор, актер, член Международной федерации художников России, член Европейского культурного клуба, почетный член Московской писательской организации.

Его имя известно далеко за пределами нашей области. Его работы хранятся в частных коллекциях Франции, Германии, Англии, Италии, Канады, а также у Путина, Лужкова, Тулеева, Ширвиндта. Более того - Международный биографический Кембриджский центр включил его имя в число наиболее влиятельных художников XX века. В эти дни Леонтий Усов отметил свое 60-летие.

В основном - памятники советской эпохи

- Леонтий Андреевич, скажите, почему в Томске есть хорошие скульпторы и так мало интересных памятников, в сравнении с другими российскими городами?

- Мало, твоя правда. Я всегда немного завидую Челябинску, Красноярску, Екатеринбургу, где много самых разных памятников. У нас их можно пересчитать по пальцам. Все больше стоят памятники советской эпохи, но и их становится все меньше. Обидно, что до сих пор в Томске нет памятника Клюеву. Это поэт первого ряда, на уровне с Есениным, при этом он здесь в нашем городе убиенный. Казалось бы, памятник такому поэту дело само собой разумеющееся, но не могу пока пробиться. Кроме этого в Томске был и Арап Петра Великого, и Радищев. Это, если говорить о таких больших личностях, которые определяли ход истории России, сделали большой вклад в ее культуру.

В Томске творил Обручев - не только великий ученый, но и большущий писатель. "Земля Санникова" - вершина приключенческой литературы. Нет достойного памятника Шишкову, Потанину. И это большой просчет, недостаток города. У нашего Томского отделения творческого Союза художников России есть проект "Памятники для России и мира". Там множество интересных идей, которые стали бы славой Томска, но с реализацией пока туго.

- Главная причина - деньги?

- И деньги в том числе. Конечно, чтобы поставить памятник средней величины из бронзы, нужен где-то миллион рублей. Сумма не маленькая. Но главная причина не только в этом. К примеру, многое зависит от интереса со стороны властей. Вот я недавно узнал, что у нас разрабатывается закон о памятниках. Представляю, что это будет, стоять только Ленину одному. Меня это очень настораживает, ведь закон это дышло, которое бьет по голове.

Как можно творчество поставить в рамки? Почему люди власти не понимаю, что такие памятники - это имидж Томска. И чем больше их будет, тем лучше. Ведь как наш город выстрелил с Чеховым? Это завидная судьба для памятника, когда за столь короткое время он стал известен всей стране. А "монтер" Кислицкого или памятник тапочкам? Сейчас новый проект - памятник капусте, в которой находят детей. Жалко, что не удалось отстоять замечательный памятник любовнику, висящему на балконе в трусах. Где он только не висел, но так и не нашлось для него достойного места. Надо было нам понастойчивее быть. Представляете, про нас бы говорили, вот у них любовник на балконе висит. Это же здорово!

Да, у нас в Томске не много памятников. Но все они уникальны и известны на всю страну. Но хотелось бы, чтобы мы могли похвастаться не только качеством, но и количеством.

Видеть проблемы глубже, масштабнее

- Чехов, Гоголь, Лермонтов, Моцарт, Станиславский, Бродский, Бетховен, Дали, Шекспир, Пушкин, можно долго продолжать этот список. Почему у вас так много "именных" скульптур?

- Все это удивительные, уникальные, гениальные люди. Классики или современники - они актуальны и по сей день. Просто они были гениальными людьми и видели проблемы мира глубже, масштабнее, чем другие. Мне приятно общаться с ними. Чаще всего создание скульптуры сопровождается внутренним диалогом с прообразом. О чем? Это практически всегда необъяснимо. Хотя легко понять, о чем был диалог, когда я создавал скульптуру Чехова с очистительной клизмой. Это была моя реакция на публикацию в одной томской газете: снова о том, нужен ли памятник Чехову или его стоит убрать.

Известно, что доктор Чехов часто назначал своим пациентам клизму - как средство простое и эффективное. Так вот нам всем пора поставить очистительную клизму. Потому что мы столько сил и времени тратим на ерунду. В первую очередь ставить надо политикам, потому что они портят нас, нашу жизнь, делают ее не лучше, а хуже. Но потом и нам, обывателям, за то, что позволяем им это.

- В творческом плане вы можете назвать себя счастливым человеком?

- Несомненно! За пределы своего города, в Россию, мир, пробиваются единицы. Мне повезло. Сколько у меня было потрясающих выставок - это большая удача. Вот только как со всем этим распорядиться время? Ведь и знать об этом не будешь, а если будешь? Это же так страшно, потом через много-много лет узнать, что ты забыт. Хорошо если будут обсуждать мое творчество, мои работы, пусть их даже ругают, но забвение - это ужасно.

- Хочется остаться в веках?

- Конечно (улыбается) именно это нами, художниками, и движет - желание закрепиться в вечности. В то время, когда я работал в театре, однажды я очень остро осознал, насколько актерская работа мимолетна. И тогда мне захотелось, как я люблю сейчас говорить, наследить в искусстве. Самым простым мне показалось взять в руку карандаш и начать рисовать. Потом перешел на скульптуру. И это стало моим любимым занятием, делом жизни.

Дерево - теплый материал

- Скажите, а почему все-таки дерево? Ведь скульпторы чаще лепят из гипса, таких как вы, работающих с деревом, среди профессионалов, пожалуй, единицы.

- Дерево - это прекрасный материал. Во-первых, он сопровождает человека всю жизнь, к нему отношение теплее. Во-вторых, это материал конечный, в отличие от переходного гипса. Кто знает, когда ты отольешь эту скульптуру из бронзы? Вот так было бы у меня за всю жизнь не такое множество работ, как сейчас, а хорошо, если с десяток работ бы набралось. Также уже готова, да и дерево - может храниться много-много лет.

- А какие ваши скульптуры лично вам особенно нравятся?

- Все. Правда, у меня такое внутреннее ощущение, что все мои работы удались. И чем больше времени скульптуре, тем она мне интереснее. Она уже намоленная, у нее есть своя судьба. Есть работы, которые побывали, к примеру, на всех заграничных выставках. И это уже совсем другие работы. Лично я не понимаю тех, кто напишет, а потом говорит, что не все удалось, можно было бы лучше. Так ты не делай плохо, чтоб потом не стыдиться.

- Леонтий Андреевич, вы много ездите, часто бываете за границей, вот недавно вернулись из Лондона. Скажите, как вы оцениваете современное русское искусство в мировом, так сказать, масштабе?

- Так только в России и сохранилось настоящее искусство, а в Европе все эти перформансы его уже до конца разрушили. Бедная Франция, я ходил по Монмартру, дух великих здесь живет, а современный уровень ниже наших художников на Арбате. Европа выхолощена, ее закат продолжается. Какая эпоха закончилась, она подарила нам великие имена: Данте, Шекспир, Сервантес, Бах, Дюрер, Моцарт. То, что было, все прошло, искусство закончилось на импрессионистах. А после Сальвадора Дали вообще дверь в искусство захлопнулась.

Кажется, что в Европе должно произойти что-то жуткое, какой-то беспредел, только страдания рождают великие вещи, цивилизация же все уничтожает. Искусство должно быть не формальным, а чувственным. Поэтому искусство есть в Африке, в Латинской Америке, в Азии и у нас. Мы еще не дошли до такой степени цивилизованности, головы другим заняты, у нас еще много проблем и больше душевности.

Наша страна настрадалась

- Какова же судьба России в этом глобальном процессе?

- С Россией все будет благополучно. Наша страна очень настрадалась, самый ужасный был, конечно, двадцатый век. Души были извращены, уничтожены, истоптаны. А ведь мы даже не покаялись за сделанное. Мы будет очень долго, миллиметровыми шагами идти к духовному возрождению. Через наши взаимоотношения друг с другом, с самим собой, через церковь. Это будет не скоро, но обязательно будет.

- Юбилей - это все-таки некий рубеж. Оглядываясь назад, скажите, чему жизнь, судьба вас научила?

- Это сложно. Вы знаете, что совсем недавно прямо перед юбилеем у меня случилась трагедия - умерла жена. В такие моменты понимаешь, как важно человеческое общение. И нужно успеть уделить родному, близкому человеку как можно больше внимания.

В Томске установлено два памятника Леонтия Усова: "Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанку" и "Памятник болельщику", расположенный прямо на одной из трибун стадиона "Труд".

Смотрите также: