Юсуп Галямов, управленец: "Развитие Томска затормозилось лет на десять"

   
   

С тех пор, как в Томске был арестован мэр, Александр Макаров, прошел год. После долгих дебатов наконец-то определились руководители обеих ветвей власти. Исполняющим обязанности мэра назначен Николай Николайчук. В администрации формируется новая управленческая команда, которая уже предприняла ряд неординарных шагов. Нужно ли ей отказаться от всего наработанного прежде или какие-то направления продолжить? Какие проблемы в областном центре сегодня первостепенны? Об этом мы решили поговорить с человеком, имевшим большой опыт работы в городской и областной администрации, ныне профессором кафедры экономики и управления городским хозяйством ТГАСУ Юсупом Галямовым.

"Дать взвешенную оценку"

Юсуп Юнусович согласился, заметив, что предпочел бы говорить не о политических аспектах ситуации, а о проблемах жизнеобеспечения города.

- Меня удивляет, - начал наш собеседник, - что за год после ареста Макарова многие говорят о том, виноват он или нет в предъявленных обвинениях, но никто не посчитал целесообразным дать оценку его деятельности и руководимой им команды. Чтобы говорить о будущем, надо взвешенно оценить хотя бы десятилетие прошлого. Безусловно, есть заслуга Александра Сергеевича в том, что чисто внешне город преобразился: фонтан на площади, центр выложен плиткой. Знаковым местом Томска стал скверик с памятником Пушкину. Появилось много современных зданий.

Другое дело, что часть из них, такие как "Биг-Сити" и "Статус", при всей своей зеркальности выглядят не к месту, будучи либо расположенными рядом со старинной архитектурой, либо закрывая панораму набережной и перспективу центрального проспекта. Есть вещи, которых с избытком. Реклама, нередко фирм типа "Рога и копыта", перещеголяла все сибирские города в расчете на квадратный метр площади. Первые этажи многих жилых зданий заняты фирмами, это плохо, потому что жилой фонд города сокращается, да и создает значительные проблемы для жильцов соседних квартир.

"Конкуренция" в пользу частников"

- Так в каком направлении, на ваш взгляд, все-таки развивалось городское хозяйство?

- Считаю, что эти десять лет во многом затормозили развитие города, а где-то поставили его на грань катастрофы.

- Не драматизируете ли?

- Приведу примеры, начав с транспорта. Муниципальный автобусный парк загублен, в то время как Новосибирск и Омск закупают автобусы десятками за счет бюджета, развивают электротранспорт. Между тем муниципальный транспорт в Томске имел хорошие перспективы. Два троллейбусных парка удобно разнесены по разным концам города, чтобы сократить объем порожнего пробега в вечерние и утренние часы. В 1995 году была сформирована авторемонтная база на АРЗе, отремонтированы первый троллейбус и первый автобус. Но уже в 1997 году в бюджете города на эти цели не было вложено ни рубля. Считаю, что это было сделано осознанно, чтобы лишить автотранспорт ремонтной базы.

- Мэр объяснял свои действия с рыночных позиций, необходимостью конкуренции с муниципальным транспортом. Маршрутки соединили те концы города, с которыми не было прямой связи.

- Да, сегодня много разговоров о незаменимости маршруток. Но как раз конкуренции и не получилось. В итоге у владельцев маршруток есть возможность держать "удавку" на шее муниципалитета и требовать постоянно повышения тарифов. Думаю, маршрутники просто скрывают истинное количество перевозимого населения, чтобы не показать реальные размеры своих доходов. Кроме того, переизбыток "пазиков" порождает бесконечные пробки. Один из моих знакомых уволился с работы, потому что от дома близ "Ласточки" на Иркутском тракте до работы на площади Южной не может доехать на маршрутке утром за полтора часа.

- С другой стороны, стали ремонтировать дороги....

- Я бы не разделил вашего оптимизма. Да, латание дыр есть. Но в последнее десятилетие перестала принципиально развиваться транспортная сеть Томска. До 1996 года при нищем бюджете и неработающих предприятиях, дефиците строительных материалов, необходимой техники и.т.д. все-таки находили средства, чтобы строить магистрали. Довели Иркутский тракт до улицы Суворова. От Суворова до Мичурина были "вынесены" из-под проезжей части все инженерные коммуникации, улицу Елизаровых продолжили до Степановского переезда. А за последние 11 лет даже от этого переезда до улицы Кулагина не могли проложить полтора километра дороги. Город задыхается от транспортных пробок, а бездумное строительство еще больше запирает дороги. Только один пример из многих: там, где должен был проходить Академический проспект, поперек него на улице Сибирской теперь стоят три дома.

В преддверии 400-летия города и саммита провели масштабные дорожные работы на средства федерального бюджета. Если бы не личный контроль губернатора за использованием этих средств через своего представителя в мэрии, думаю, части объектов мы бы попросту не увидели.

"Откуда берутся "пьяные деревья"

- Но жизнеобеспечение города - это не только транспорт, но еще, вода, тепло, свет канализация. Неужели и тут все так мрачно?

- Простите за резкость, но все, что вы перечислили скорее не развивалось, а "загибалось". Причем системно. Начнем с воды. Напомню классическое правило городского хозяйства - не передавать муниципальное имущество, связанное с ресурсоснабжением и сбор денежных средств в одни руки. У власти должен быть рычаг управления. А вот томская городская власть этот рычаг взяла и отдала. И не в концессию, не в доверительное управление, допустим на 49 лет, как сделали ряд городов в России, а на 11 месяцев, как это было вначале сделано с "Водоканалом". Сделано это было, видимо, для того, чтобы даже не регистрировать договор в органах юстиции, и только потом перезаключить на более длительный срок. Что сегодня представляет из себя "Водоканал", есть ли там доля муниципалитета, или, может, это вообще уже частное предприятие, я не знаю.

Между тем очень важно сейчас власти решить, куда вкладывать новые средства - в строительство новых скважин или в замену магистральных и разводящих сетей в городе. Я убежденный сторонник второго пути. Сегодня качество воды в Томске очень низкое. Получая изумительно чистую воду на подземном водозаборе, мы доставляем в квартиры влагу совсем иного качества. По разным оценкам, 30-40 процентов полученной на водозаборе воды вообще не доходит до потребителя из-за течей в трубах - это варварство. В отдельных случаях из-за дырявых труб в квартиры попадает вода очень сомнительного качества. Другая сторона этой беды - под город уходят тысячи кубометров воды, вызывая недопустимое обводнение. На многих улицах образуются провалы, приходится по нескольку раз перекладывать асфальт. На некоторых улицах образовались натуральные болота, растет осока. В Буфф-саду подземная вода вышла на нулевую отметку, если вы заметили, деревья там наклонены в разные стороны - это так называемый эффект "пьяных" деревьев" из-за того, что корни подмываются водой, развиваются оползни.

"Тяжесть подземных проблем"

- Если мы правильно понимаем, вы клоните к тому, что проблемы подземной части Томска сейчас гораздо тяжелей того, что происходит на поверхности?

- Вы правильно поняли. Самый слабый участок инженерных сооружений Томска - канализация. Ее, в отличие от других сетей, не отключишь, даже если прекратить подачу воды. Между тем специалисты говорят, что очистные сооружения в районе ТНХК могут работать еще два-три года и время для того, чтобы исправить ситуацию, упущено безвозвратно. На то, чтобы состоялся конкурс на технико-экономическое обоснование проекта реконструкции очистных сооружений, затем конкурс на организацию, которая будет выполнять проект, на согласования, на конкурс для строителей уйдет минимум три-четыре года. Да еще года два-три предстоит строить, то есть все растягивается на пять-шесть лет. Прежней администрации специалисты не раз говорили об этом, но внимания на проблему не обращалось.

"Эта команда обнадеживает"

- Юсуп Юнусович, но ведь в мэрии работало и работает немало толковых специалистов, которые должны были настаивать на принятии необходимых инженерных решений. В том числе и вы.

- Я работал в мэрии совсем в другой команде. Хотя своей ответственности за все, что происходит в городе, не снимаю. А после нас, насколько я понимаю, практика была иной. Делаешь, что тебе велят, - работаешь. (Так подмахивались разрешения на снос исторических зданий деревянной архитектуры, разрешения на уплотняющую застройку). Не согласен - ищи другую работу. Так муниципальная власть лишилась лучших специалистов в своих отраслях (по оценке А. Макарова, незадолго до их увольнения) - Титова и Учителя. Не согласились они с чем-то - пришлось уйти.

- Извините, Юсуп Юнусович, но, давая такую оценку, не зовете ли вы в прошлое?

- Отнюдь.Еще раз настаиваю: рыночные механизмы должны сочетаться с усилением ответственности и контроля муниципальной власти. Ради надежного обеспечения населения. А что она может контролировать, не имея весомой доли муниципальной собственности. Например, в производстве жилищных услуг доля муниципалитета равна нулю.

- Как вы относитесь к новой команде администрации, которую сейчас собирает исполняющий обязанности мэра Николай Николайчук? Она отвечает этим вашим требованиям?

- Николай Алексеевич заслуживает уважения уже потому, что одним из первых своих действий показал, что его интересует будущее Томска: у него появился заместитель по развитию города. На эту должность назначен Евгений Паршуто. У них единый взгляд на развитие города. Сегодня приостанавливается строительство в исторической части, регламентируется выделение участков под другие застройки. Поступком считаю остановку строительства дома на Карташова, 26, где собирались поставить десятиэтажку на площадке десять на десять метров в исторической зоне.

Мне нравится, что, прежде чем принять решение, в новой администрации советуются со специалистами, думают о последствиях.

Смотрите также: