А на станциях нас не ждали...

   
   

Отдых позади, и вот он - рабочий сентябрь! Но воспоминания о приятном наталкивают на размышления. Оказывается, отдохнуть на море можно за смешные деньги. Надо только дождаться "спецпредожения" какой -нибудь турфирмы, если у нее случается некомплект и надо хотя бы оплатить аренду самолета. Одна знакомая заплатила всего десять (!) тысяч рублей за отдых в Анталии. Ее подруга таким же способом съездила в Египет за ... 12 тысяч рублей.

Целых четыре дня?! Всего четыре...

У нашей семьи такого сказочного "спецпредложения",увы, не случилось. Потому оставался только вариант "самого синего в мире" у берегов сочинского Адлера. На самолет наш бюджет тоже не тянул - двое взрослых и двое детей - школьников, это нынче неподъемная сумма для бюджетников, даже понемногу копивших на лето. Купе в поезде стоило тоже немногим меньше самолета. Оставался плацкартный вагон...

Сутки в поезде до Сочи или Анапы - это же песня! Нам то приходится "пилить" из Томска четыре дня, красноярцам -пять, иркутянам, читинцам, бурятам - представить страшно, но ведь едут, едут, каждый день мимо адлеровских пляжей проносятся поезда из этих городов. В этой связи вспоминаешь добрым словом прошлое, когда зарплата была маленькая, но разница цены железнодорожных билетов из Сибири и Дальнего Востока незначительно росла с увеличением расстояния.

В основе нашей поездки к морю поездом тоже доминировали в первую очередь материальные соображения. Но была и мысль о том, что обоим детям (тринадцать и семь лет) полезно увидеть - пусть даже из окна вагона - свою страну, ощутить ее просторы, разнообразие природы и климата. Этакие уроки реальной географии и истории с учителями - родителями. И, кстати (в порядке самоутешения), плацкартный вагон, с его обзором одновременно в обе стороны, подходит для таких уроков лучше купейного. На этом плюсы плацкартного, собственно и заканчиваются, а минусы - с трудом переносимая духота, грязные, с подтекающей сверху водой, туалеты. Но еще попробуй попасть в вагон с таким "сервисом" в июле и августе. Люди в Томске приходят к вокзалу в четыре утра, чтобы взять билеты за 45 дней вперед (купейные, правда, без проблем), а потом еще раз, чтобы взять за 45 дней обратные билеты. Наш человек, однако, готов ко всему, тем более, что духота, теснота и прочая убогость четырехдневного плацкарного жилища забывается в ту минуту, когда всего через четыре дня поезд близ Туапсе выходит к берегу моря...

Как Хрущев о пассажирах заботился

Перед поездкой мы, как все, затарились по полной кашами, вермишелями и картофельными пюре быстрого приготовления. Дети, конечно, кривятся, но когда впереди море и сушеных жуков съедят. Поразительно, какое убогое питание предлагается на большинстве станций сибирских крупных городов - все те же пластмассовые коробки еды быстрого приготовления, печенье, чипсы, цветная вода, пиво, практически нет свежих молочных продуктов, фруктов. Да и за этим примитивом еще надо постоять - киосков на станциях минимум.

Ближе к югу жители маленьких станций приносят к поездам пирожки, сосиски в тесте, малосольные огурцы - все вдвое втрое дороже стоимости - но тут надо быть внимательным. Однажды старушка за двадцатку продала на радость детям литровую банку горяченькой молодой картошки с зеленым лучком, а на другой станции молодуха за шестьдесят рублей впарила нам упакованные в целофан кружки вареной картошки с половиной крылышка курицы. Когда целофан в вагоне сняли, на пластиковом подносе обнаружились два толстых куска хлеба замаскированные сверху шестью кружочками картошки.

Ростовская и Воронежская области оказались более хлебосольными, а станция Россошь порадовала пирогами и булочками местного населения с персиковой, яблочной, малиновой, начинкой. Они были не только свежими, вкусными и недорогими, но и красиво, с выдумкой - у каждой хозяйкой свой узор - украшены рисунками на корочке. Поездная публика расхватывала это печево влет.

Наши соседи с удивлением слушали мой рассказ детям о том, как Никита Хрущев, вернувшись из США, начал налаживать в стране общественное питание, в том числе и на железной дороге. На больших станциях, где поезда стояли по получасу, на перроне накрывались скатертями длинные столы и пассажирам подавался - по желанию - либо полный обед, либо первое или второе. Все было чисто, вкусно и недорого. Да и в пути из поездного ресторана разносились по вагонам в алюминиевых судках недорогие супы и котлеты, для тех, кому визит в сам ресторан был не по карману.

Сейчас на железной дороге государство тоже главный собственник, но заботы о пассажирах - никакой, а бизнесу это, видимо, хлопотно и малодоходно. Конечно, железнодорожники могут сослаться на терроризм - еще подсыпят враги в еду какую-нибудь гадость. Но почему тогда по всем поездам свободно бродят с огромными сумками продавцы кофточек, мочалок, фужеров, игральных карт и проводники их "не замечают"?

"Все в тебе заполняет природа"

Чем ближе к югу, тем деревни веселей и богаче, видно много новостроек. А вот вид за окном поезда, когда он проносился мимо сибирских и уральских сел и деревень, часто был удручящим. Казалось, ничего не изменилось в них за тридцать лет, избы, больше похожие на огородные строения, еще больше почернели и пригнулись к земле. И только мелькавшие один два новых здания типа "коттедж" или неожиданная "тарелка" НТВ -плюс, прилепившаяся к невзрачному строению, заставляли вспомнить, что на дворе новый век. Самое обидное, что расположены многие деревни в Сибири и на Урале чаще всего в потрясающе красивых местах.

Нынешнее лето в Сочи особенное, на все впервые легла печать будущей Олимпиады. Для отдыхающих она выразилась, конечно, в повышении цен. Сочинцы смеются, что петрушка и укроп тоже стали олимпийцами - подорожали в 2-3 раза. Августовские помидоры - стоили 50 -70 рублей, огурцы 40 -50, груши 120, виноград 100 - 120, персики 80 - 100, дыни и арбузы по 20 р.

Цены в маленьких частных гостиницах тоже подросли - тысяча рублей в сутки за комнату с "удобствами" и душем в коридоре, полторы - с "удобствами" в самом номере. Есть правда гостиницы, где номер в сутки стоит три тысячи, но фокус в том, что пляжи и море у всех общие. Девиз нашей семьи был такой: "мы приехали плавать в море и загорать, а не обжираться и торчать у телевизора". У жителей Большого Сочи, включающего все поселки типа Адлера, Хосты, Лоо и других, настроение, после первоначальной эйфории, вызванной Олимпиадой, быстро испортилось. Чиновники всех уровней начали угрожать жителям, что снесут "все незаконные строения", для спортивных объектов. Между тем, многие "незаконные" постройки, то есть, без права собственности на землю, стоят уже лет по сорок. Конечно, людей эти угрозы сильно напрягли, Олимпиаду и правителей, затеявших ее стали кое -куда посылать в разговорах между собой и угрожающе заявлять по поводу сноса "пусть попробуют".

Раздражала и цифра олимпийских приготовлений - 12 миллиардов "зеленых", при том, что в поселках часто отключают свет, и на дорогах жуткие пробки. Нынче народ еще больше напуган - Дума собирается принять закон, по которому собственник может выбирать из 30 фирм оценщиков, если его земля и строение попадают под снос. А если человек упрется, то оценщика ему назначит власть и все равно, что нужно отберет.

Думаю, что эти тревожные ожидания следующим летом прямо трансформируются в новый рост цен. Но все равно улицы городов и поселков Большого Сочи вновь заполнят беззаботные полураздетые толпы отдыхающих, среди которых обязательно будут томичи. У нас все лучше, чем на юге, вот только такого теплого моря нет. А так к нему тянет после снегов и морозов.

Смотрите также: