"Космос нужен для простора"

   
   

К очередному 12 апреля Россия отправила в космос сотого своего гражданина. Но произошло это событие, как обычно в последние два десятка лет, не очень громко. День космонавтики отмечается год от года как-то буднично, ему пока так и не удалось стать национальным праздником, хотя по значимости для человечества, а не только для страны само событие стоит в ряду величайших в прошлом веке...

Непопулярная профессия

Мне хорошо запомнилось, как произошел этот поворот от всеобщего обожания к обыденности, когда космонавт Рукавишников, Герой, Почетный гражданин Томска, приехавший в очередной раз в командировку на "Полюс", не был встречен на высшем уровне в аэропорту, а придя в одну из томских школ на встречу с десятиклассниками, с трудом преодолевал шум в классе и не получил ни одного вопроса после своего выступления. Поэтому, решив накануне даты полета первого человека в космос поинтересоваться, что знают и думают о ней дети, я, честно говоря, опасался, что результаты будут плачевные. Однако ошибся.

Ребятам шестого "б" класса школы N40 по нашей просьбе была дана короткая анкета с четырьмя вопросами. Каких космонавтов вы знаете? Хотите ли вы стать космонавтом? Зачем России космос? Куда надо теперь стремиться людям, после полетов на Луну?

Во-первых, оказалось, что почти все знают про Белку и Стрелку, а из космонавтов многие дети называли Гагарина (некоторые даже имя-отчество), Терешкову, Леонова, Савицкую, Рукавишникова, американца Нила Армстронга, первым шагнувшего на Луну. Пятеро, правда, зачислили в космонавты томича Ковалевского, совершившего недавно дерзкий переход по Индийскому океану на катамаране, но в целом результат меня порадовал. А вот ответы на второй вопрос "Хотите ли вы стать космонавтом?" школьников шестидесятых - семидесятых годов прошлого века ужаснули бы. Из 27 ребят твердое "не хочу" сказали 20, один сообщил, что он уже космонавт, что в принципе верно, если учесть что все человечество - странники во Вселенной. Один шестиклассник сам в космос не хочет, но "хотел бы что-то для них изобретать". Другой хочет побывать в космосе, посмотреть какой он, но... "не имею желания сделать это профессией своей жизни".

Подкупает честность, с которой некоторые дети объясняют свой отказ от профессии космонавта. "Боюсь проходить обследование на тошноту на центрифуге"; "очень трудная профессия"; "это интересно, но опасно и утомительно. Космонавты часто подолгу не видят свою семью"; "мне кажется, это скучно"; "нужно быть полностью здоровым, выдерживать перегрузки, потому что одна ошибка приведет весь экипаж к опасности"; "боюсь высоты". За такую откровенность юного человека можно уважать.

"Для чего России нужен космос?"

Этот вопрос вызвал наиболее активные ответы детей. Не знал, зачем, только один. И один заметил, что не космосом надо заниматься: "Я бы сначала наладил в России технические проблемы". Остальные проявили широкую осведомленность. Вот почитайте. "Для спасения озонового слоя Земли"; "чтобы развивать спутниковое телевидение, а то кабельное не катит"; "предвидеть различные изменения в природе"; "для составления точного гороскопа по звездам и Луне"; "туда далеко мусор отправлять на ракетах". (Кстати, если человек имеет в виду космический мусор, ему можно аплодировать). Вот еще суждения, для чего нужен России космос: "ловить инопланетян"; "искать живые организмы во Вселенной"; "для понятия откуда взялась жизнь на Земле"; "чтобы быть лучше других стран"; "для того, чтобы в чем-нибудь быть лучше Америки"; "находить новых друзей"; "находить новые вещества, узнать о происхождении Земли"; "космос помогает нам развиваться"; "космос нужен нам для простора!".

Прекрасные, порой романтические заявления и предложения. Только кто будет через полтора десятка лет их осуществлять, если все мальчики и девочки сегодня так дружно не хотят в космонавты?

Наш комментарий

Николай Поправко, социолог:

- Я приятно удивлен тем, что дети знают космонавтов. Подумал, что ребята в лучшем случае назовут Гагарина, а тут совершенно неожиданно, что они знают даже Армстронга. А что касается того, что в космонавты не хотят, то все объективно. Ценности сместились.

В 1991 году мы проводили исследование в северских школах, среди старшеклассников - кем хотите стать и почему? В основном мотивировка выбора профессии была такой: во-первых, это интересная, творческая работа, а во-вторых, потому что это профессия, нужная людям. Через пять лет исследования повторили, и первые позиции выбора других старшеклассников звучали уже иначе. Во-первых, потому что моя профессия дает хорошее материальное обеспечение, во-вторых, потому что она интересная, творческая. И где-то в восьмых или десятых звучало о том, что это профессия, нужная людям. То есть общественное звучание профессии ушло.

Смотрите также: