Учителю нужен праздник

   
   

В нашей области прошел заключительный этап конкурса "Учитель года". После пяти дней открытых уроков, мастер-классов, презентации опыта работы, внеклассных мероприятий. Большое жюри отобрало шесть педагогов из четырнадцати полуфиналистов, которым предстояло прочесть лекцию на выбранную самим финалистом тему и принять участие в дебатах с коллегой на тему, предложенную жюри.

Жюри проявило политкорректность

Назову сразу имена финалистов. Трое из Томска: Владимир Ефремов (на снимке), учитель информатики гимназии N 24; Галина Юшина, учитель начальных классов школы N 16 и Татьяна Коновалова, преподаватель английского языка школы N 40. Трое из села: Елена Ушакова, учитель истории Поросинской средней школы Томского района; Елена Небаева, преподаватель курса "Основы социализации личности" средней школы N2 г. Асино; Анатолий Шлюнько , учитель физики Зырянской средней школы N2. Таким образом, жюри проявило политкорректность, дав одинаковые шансы педагогам областного центра и "глубинки", тем более что решено было не учитывать все очки, набранные до финала, и определить победителя по двум последним конкурсам.

Над темами лекций, как выяснилось позже, некоторые финалисты раздумывали до последнего момента. Владимир Ефремов определился сразу и произнес спич под девизом "Учитель - апгрейт", в котором говорил о новациях при применении компьютера в процессе обучения, общения педагогов и детей и расширения информационного поля школьников и их наставников. Также не было сомнений у Галины Юшиной. Само название ее лекции было необычно: "Ложка - средство воспитания, или Почему мы занимаемся фольклором". Работая в начальных классах, она обнаружила, что дети прекрасно знают американские, японские мультфильмы, Гарри Потера, а о героях своих, российских, сказок, былин не имеют понятия. И учительнице приходится рассказывать детям то, что должны были делать мамы и бабушки.

Драматичнее получилась ситуация с подготовкой лекции у зырянского педагога Анатолия Шлюнько. Коллеги забраковали ему два варианта лекций, и третий он заканчивал поздней ночью. Но зато тема оказалась тоже оригинальной. Она называлась "12 мгновений с Великими" и представляла из себя заочную дискуссию со знаменитыми людьми. Позже Шлюнько, получивший до финала высокие оценки, признался, что лучше всего ему удавались те этапы конкурса, где надо было общаться с детьми, вести урок, мастер-класс.

У томского конкурса "Учитель года" нынче первый юбилей - 10 лет. И впервые на финальном этапе в него было внесено новшество, которое, по сути, и решало вопрос о победителе, - дебаты конкурсантов. По жребию определились такие пары: Ефремов - Ушакова, Небаева - Коновалова, Юшина - Шлюнько. Каждая пара "тянула" билеты с темой дискуссии. Первой паре выпала тема Единого государственного экзамена, причем Елене Ушаковой надо было доказывать необходимость ЕГЭ, а Владимиру Ефремову - отрицать его пользу. В этом и состояла главная трудность дискуссий - педагогу необходимо было проявить способность отстаивать свою точку зрения, найти убедительные аргументы "за" или "против", даже если его взгляд на проблему не совпадает с тем, что он должен защищать. Елена Ушакова, которой по жребию выпало защищать ЕГЭ, старалась изо всех сил (ее оппоненту, конечно, было гораздо легче найти аргументы "против"), но наибольшие аплодисменты зала заслужила, когда в тридцатисекундном заявлении, предоставляемом каждой паре в заключение дебатов, призналась, что не испытывает симпатий к этой форме определения знаний выпускников.

"Педагог может быть другом ученика?"

Та же история повторилась, когда Татьяне Коноваловой пришлось доказывать важность модернизации российского образования, а Елене Небаевой убеждать в том, что эта модернизация - тупиковый путь. Ведущий конкурса директор школы N 4 Владимир Зятнин, видя мучения конкурсантов, не удержался от ремарки, посоветовав жюри в следующий раз давать более философские темы для дискуссий. Именно такая была предложена последней паре, выступившей в дебатах - Юшиной и Шлюнько. Тема была такой: "Должен ли педагог быть индивидуальностью или соответствовать тому образу, каким его хотят видеть ученики?". Здесь даже убеждения совпали: Галина Юшина стремится быть ученикам наставником и другом; Анатолий Шлюнько считает, что учитель - это всегда индивидуальность и он не должен подстраиваться под мнения школьников. Впрочем, и эта пара призналась в итоге, что истина - посредине.

Объясняя необходимость дебатов, глава департамента общего образования Леонид Глок сказал при подведении итогов: "Каждый слышит в споре то, что хочет услышать, но гражданская позиция педагога состоит в том, что он должен по статусу своему учитывать другое мнение, учить этому детей, так же как и тому, что человек имеет право на свое мнение, отличное от общепринятого. Кроме того, такие дебаты позволяют развивать интеллект, учат способности держать внимание аудитории".

По итогам финального этапа конкурса "Учителем года" Томской области Большое педагогическое жюри признало Владимира Ефремова. Он и будет защищать честь области на российском конкурсе учителей. Юшина и Шлюнько стали лауреатами. Все финалисты получили дипломы и подарки.

После конкурса я разговаривал с бессменным участником Большого жюри, известным томским педагогом и писателем Львом Пичуриным. "Такие конкурсы необходимы педагогическому сообществу, - сказал Лев Федорович, - у учителей, мягко говоря, непростая жизнь, маленькая зарплата, и им просто необходим время от времени праздник. Приятно, что это понимает и наша томская власть, что губернатор области, его заместители, представители Государственной думы области пришли поздравить участников финала. За десять лет только в финальной части конкурсов участвовало около 150 педагогов. Признаюсь, мне очень приятно, что всегда среди финалистов есть мои ученики, а сегодня их даже двое и один из них стал победителем".

Смотрите также: