Кто покушается на земельные паи?

   
   

В Томском районе развернулась "большая охота" на земельные паи бывших работников совхоза "Петрово". Она грозит тем, что люди могут остаться ни с чем, - без покосов и пастбищ.

"Наше поколение пенсионеров - дети войны, - пишет в "АиФ-Томск" жительница села Петрово Томского района В.М. Дульзон. - Пережили и холод, и голод, и нужду. Многие сейчас живут на нищенскую пенсию в полторы тысячи рублей. Спасаемся тем, что держим коров, которые нас кормят. Но теперь хотят лишить и этого - деревенские покосы и выпасы администрация района решила продать с аукциона. Если это произойдет, то сразу три деревни - Петрово, Борики и Эушта - будут обречены на вымирание".

После "масленицы" - постные дни

В ходе журналистского расследования "АиФ-Томск" опасения пенсионерки В.М. Дульзон подтвердились. На 22 ноября администрацией Томского района было назначено проведение аукциона по продаже земель сельскохозяйственного назначения в количестве 1094, 11 гектара в окрестностях деревни Петрово. Однако по чисто техническим причинам (не удалось набрать необходимого числа участников) торги пришлось отложить. Казалось бы, жители могут перевести дух. Но надолго ли? Ведь механизм продажи земель запущен.

В Петрово и в Бориках до сих пор чувствуются следы былой мощи. Здесь не хватило всего нескольких лет для того, чтобы окончательно стереть грань между селом и городом. По словам Порфирия Глазырина, директорство которого пришлось на годы наибольшего подъема, в совхозе "Петрово" содержалось более 550 высокоудойных коров, выращивались картофель, капуста, морковь, свекла, действовало тепличное хозяйство на 1,29 гектара закрытого грунта, где зрели помидоры и огурцы. Хозяйство имело в своем распоряжении свыше 7 тысяч гектаров сельхозугодий. В общей сложности "Петрово" ежегодно поставляло в Северск до 2,5 тысячи тонн молока, целиком закрывало потребности атомщиков в овощах и еще вывозило их в другие закрытые города. Главный хозяин - Министерство среднего машиностроения - не жалел тогда денег на развитие своих подопечных подсобных хозяйств.

Однако, когда начались реформы, ситуация резко изменилась. Оставшись без министерских финансовых подпорок, совхоз был преобразован в акционерное общество, куда его работники сдали полученные после приватизации хозяйства земельные и имущественные паи. Но это не спасло положения - хозяйство продолжало сползать по наклонной. Все закончилось тем, что его передали в арбитражное управление. Однако финансового оздоровления не произошло. Впрочем, похоже, оно изначально не планировалось, поскольку ставилась совершенно другая цель - перераспределить коллективную собственность. В результате 70 процентов земельных паев по дешевке - в среднем по 3 тысячи рублей за каждый - ушли в руки ловких людей, а имущественные паи были проданы в оплату долгов кредиторам. В прошлом году в "Петрово" были забиты последние коровы, и хозяйство фактически прекратило свое существование.

Три тысячи или ничего

- Распродажа хозяйства происходила при попустительстве со стороны администрации Томского района, - считает депутат Зоркальцевского сельского округа, председатель совета села Петрово Валерий Наугольников. - Собраний пайщиков и акционеров не проводилось. Поэтому без учета их мнения, минуя обязательные в таких случаях аукционы, были проданы столовая, банно-прачечный комбинат, детский сад, картофелехранилища, животноводческий комплекс в Бориках и многое другое. Нам неизвестно, кто и за какие деньги эти объекты купил, на что потрачены вырученные средства. По крайне мере, никто из пайщиков за проданные имущественные паи ни рубля не получил. Говорят, что деньги пошли на оплату процедуры банкротства. Но кто это проверял?

Потом, продолжает Валерий Наугольников, начался захват земель. На первых порах в "расход" пошли паи местных пьяниц, которые с радостью избавлялись от своих эфемерных земельных наделов. Затем дошло дело и до крепких хозяев. Последний директор Владимир Дементьев через своих людей убеждал сельских жителей продать земельные паи. А что им, живущим на "подсосе", оставалось делать? Тем более целесообразность продажи ярко и доходчиво аргументировалась тем, что лучше сейчас получить три-четыре тысячи рублей, чем ничего через два года. А вот теперь дошла очередь и до неудобиц, где находятся сенокосы и выпасы, - это уже прямой выпад против интересов жителей трех сел - Бориков, Петрова и Эушты.

Кто претенденты?

Как стало известно, инициатором продажи участка заросших лесом и кустарниками неудобиц площадью свыше тысячи гектаров за шесть миллионов рублей выступает земельный комитет Томского района. Большой интерес к этим угодьям проявляет Сибирская аграрная группа, которая, по имеющимся в редакции сведениям, планирует облагородить территорию, зарыбить многочисленные озера и создать в этом месте зону для активного отдыха городской элиты. Задумка в принципе неплохая. В пригороде Томска не так уж и много мест, куда можно вывезти гостей города для общения на дикой природе - с охотой и рыбалкой. Но у местных жителей на этот счет своя точка зрения.

По оценке председателя совета села Борики И. Матвеева, отчуждение выпасов и сенокосов уже привело к тому, что количество личных подворий в Бориках, в которых содержится домашний скот, за последние два года сократилось почти на треть. Этот процесс еще более усугубится, если селяне потеряют доступ на свои традиционные сенокосы, которые после продажи отойдут к Сибирской аграрной группе. Во-вторых, жителей Петрово и Бориков не устраивает стоимость выставляемого на торги участка - шесть миллионов. По мнению депутата Зоркальцевского сельского округа Валерия Наугольникова, на этих землях, по самым скромным подсчетам, можно заготовить 10-12 тысяч кубометров деловой древесины, которая стоит огромных денег. Но больше всего население, конечно, тревожит утрата покосов, которые на протяжении последних сорока лет передавались в деревнях по наследству.

- Участок, вокруг которого разгорелся сыр-бор, - тем не менее утверждает заместитель главы администрации Томского района Александр Крикунов, - не затрагивает интересы жителей трех деревень - Петрово, Борики и Эушта. Это, действительно, неудобицы, где, кроме рыбаков-любителей, не ступала никакая другая нога. Их рыночная стоимость, по оценке экспертов, составляет именно шесть миллионов рублей. Эти деньги после торгов будут направлены на благоустройство сел и развитие их социальной инфрастуктуры. Так что выгода для селян от продажи очевидная. Что касается сенокосов и выпасов, то эти земли на аукцион не выставляются. Как сельское население ими пользовалось, так и будет пользоваться. Поэтому обвинения в том, что районная администрация наплевательски относится к мнению жителей поселений Борики, Петрово и Эушта, не имеют под собой почвы.

Тревога остается

Казалось бы, заместитель главы администрации Томского района Александр Крикунов расставил все точки над i. Но его ответ вряд ли разрядит тревожную обстановку. Все дело в том, что, жителям трех поселений, наученных горьким опытом (во-первых, поспешной скупкой земельных паев, а во-вторых, тем, что несмотря на их многочисленные протесты, китайцы продолжают выращивать овощи в Бориках), нужны не просто слова, а четкие гарантии того, что пастбища и покосы останутся в их пользовании.

Смотрите также: